Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

5 марта 2024 г в 17.00 состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Экологические, медицинские и педагогические аспекты демографической ситуации в России»

Подробнее

  • Говорят, что исцеление – это милость Господня. Как правильно относится православному человеку к болезни и ее лечению?
  • Почему мы болеем? Как научится благодушествовать в болезни?
  • Какой существует православный взгляд на причины болезней?
    Материал подготовлен по материалам Общества православным врачей

    Проводя исследования, православные врачи неоднократно убеждались (если пациентами были верующие, церковные люди), как молитва влияет на состояние человека: все ею физиологические параметры приходят в норму. И даже если человек поддался какой-то излишней страсти, то есть получил непомерную нагрузку на организм, то болезнь, которая должна бы в такой ситуации возникнуть, может и не проявить себя, если пациент побывал на исповеди, стал избавляться от последствий греха.

    Взять простудные заболевания. В этот период эмоциональным фоном бывает печаль — значит, повреждаются легкие и толстая кишка. Для того чтобы помочь легким, надо успокоиться, преодолеть в себе состояние печали по поводу болезни и, даже порадоваться и благодарить Господа, что он послал такое испытание. В этом большая мудрость. Когда человек не раздражается по поводу конкретных проявлений болезни, понимая, что они могут быть ему нужны для духовного выздоровления, он удерживает свой эмоциональный строй в норме, и его дела быстро идут на поправку. И врачи видят такие конкретные результаты.

    Многие болезни возникают на эмоциональном фоне страха. Те, у кого цистит, почемуто непременно думают, что они простудились. Да, простуда способствует возникновению воспалении в мочевом пузыре. Но очень часто человек внезапно чего-то испугался — это и явилось причиной болезни.

    Когда мы начинаем исследовать причины энуреза, которым часто страдают дети, то выясняется, что очень часто заболеванию предшествовал страх: одного ребенка отец внезапно «повоспитывал» ремнем, на другого собака напала, третьему — в темноте что-то показалось. Поэтому, если ребенок чего-то испугался, чтобы не было последствий, самое хорошее, что можно сделать, — это быстрее успокоить ребенка, а потом отвести его в Церковь, причастить. Эмоциональная разрегулировка кратковременная, однократная в здоровом организме не должна вызвать тяжелых повреждений. Все может нормализоваться при обращении к помощи Церкви. Но еcли ребенок заболел серьезно, тогда, конечно, наряду с молитвой необходимо проводить курс лечения.

    Простуды, переохлаждения, перегревания часто являются причиной болезни, но внутренняя душевная нестабильность оказывается более сильным фактором! Некоторые пациенты, даже православные, все понимая, на практике не желают работать над собой, ждут чуда от таблеток, от врача. Иные, наоборот, гнушаются лечением (забывая, что Сам Господь дал нам врачей), ссылаются на то, что монахи и старцы, которые много молятся, тоже болеют. Думается, не наше дело рассуждать о промысле Божием, по которому тому или иному человеку попускается болезнь. Кого-то Бог ведет к большему совершенству, к смирению, кого-то, возможно, так уберегает от худших несчастий. Многие подвижники хотят служить Господу всем существом и даже своей немощью. Мы же не можем сравнивать себя с ними и должны думать о своем состоянии, различать последствия своих грехов и страстей, понимать, что наши немощи чаше всего возникают от нашей невоздержанности. Мы сами себе можем помогать или вредить, разрушать Богом данный нам для жизни духа храм — наше тело. А сохранять его во славу Божию помогает именно смирение, которое оказывается самым сильнодействующим лекарством.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница.)
  • Является ли справедливым мнение, что болезни посылаются нам как расплата за грехи?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Нет не всегда. Болезни могут иметь различный характер. Один вид болезней может подаваться человеку как вразумление, чтобы он перестал грешить. Другой – для предохранения его от еще не совершенного зла. Третий может подаваться человеку праведному для испытания глубины и силы его веры и для принесения человеку венцов за терпение креста болезней, например, как это было со святым праведным Иовом. Болезни также могут посылаться к славе Божией. Для того, чтобы прославить имя Божие, чтобы человек исцелился посредством святой молитвы, святого елея, святого образа или святых мощей, и на нем восторжествовало имя Божие. Бывает еще один вид болезней, который посылается для того, чтобы человек искупил те грехи, которые совершены им по неведению или о которых он забыл, то есть как средство очищения.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница.)
  • Можно ли считать, что болезнь человека происходит от его грехов?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Болезнь – следствие греха, страстей, разрушающих здоровье духа и тела. Если человек не становится рабом страстей, то многие болезни просто не появятся. И врачам очевидна прямая зависимость между несбалансированными эмоциями и болезнями. Хотя сами по себе эмоции в физиологических пределах – это нормальная функция человеческого организма: реакция на природу, на взаимоотношения с окружающими людьми – они организму полезны и поддерживают его жизнедеятельность. Если же эти эмоции выходят из-под контроля человека, они переходят в страсти и ведут к болезням.

    Поэтому эмоциональный фон очень часто способствует возникновению многих заболеваний, в том числе нервных и психических расстройств.

    Мы всегда должны помнить, что в болезни нужно прибегать прежде всего к Спасителю с молитвой, к своему тезоименитому святому, к своему ангелу-хранителю и к святому великомученику и целителю Пантелеймону, покровителю всех врачей и всех болящих и страждущих, а потом к тем святым, которые ходатайствуют перед Божьим престолом об исцелении.

    Человек так устроен, что у него избыточные эмоции поражают определенный орган, поскольку каждое эмоциональное напряжение строго взаимосвязано с определенным органом. Например, если у человека излишне проявляется печаль, то у него страдают такие органы, как легкие, толстая кишка. Избыточная радость (не та тихая радость, когда человек молится Богу, помогает другому, общается с ближним – а перевозбуждающие эмоции в виде долгого, громкого хохота, сладострастия или сходных переживаний), когда неестественно сильно стимулируются эмоции, – приводит к нарушению работы сердца и тонкой кишки (о таких зависимостях хорошо известно рефлексотерапии), к серьезным болезням этих органов.

    Чревата последствиями и сильная тревога. Когда человек деятельно о ком-то заботится, беспокоится, это доброе чувство вреда не нанесет. Но когда эта эмоция начинает переходить в гипертрофированное состояние, то у человека может нарушиться деятельность желудка, селезенки и поджелудочной железы и даже образоваться острая язва желудка. Такие случаи известны среди летчиков-испытателей: при сильной тревоге, когда пилот не может вывести самолет из штопора, после посадки у него иногда обнаруживается язва желудка, которой не было перед полетом. Стрессовый эмоциональный фон дает настолько сильную нагрузку на этот орган, что иногда образуется даже прободение язвы.

    Избыток же страха поражает почки и область мочевого пузыря. Но больше всего повреждает здоровье и все существо человека гнев. Человек, который постоянно испытывает гнев, как правило, страдает болезнями желчного пузыря. Эта несбалансированная избыточная эмоция так сильна, что даже отдельные вспышки гнева повреждают этот орган. Не даром о таких людях говорят: желчный человек. Когда такие пациенты приходят на прием к православному врачу, те говорят с ними об их раздражительности.

    На эмоциональном фоне гнева, резких вспышек раздражительности у человека часто возникает дискинезия желчевыводящих путей. И если это происходит постоянно, если человек не может сдерживать эти эмоции, у него появляются застойные явления в желчном пузыре, способствующие образованию камней, воспалительных инфильтратов – всякого рода холециститов. Получается, что процесс из функционального нарушения переходит в разряд заболеваний. И если человек начинает контролировать себя, использует методы духовно ориентированной психотерапии, то порой этого бывает достаточно, чтобы предупредить заболевание. Когда же он не захотел работать над собой, последствия бывают намного серьезнее.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница.)
  • Если болезни происходят от страстей, то каким образом тогда их лечить?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Соединяясь с Господом, человек приходит в состояние внутреннего спокойствия, все в нем гармонизируется, и эмоциональные нарушения нивелируются. Даже лекарства в такой ситуации подействуют более благотворно. Если бы человек вел жизнь православного христианина, то у него многих эмоциональных нарушений просто бы не возникало. Никакие аутогенные тренировки здесь не помогут (их часто рекомендуют психотерапевты). Даже невоцерковленному человеку вряд ли стоит к ним прибегать – ведь это психотехники, а они могут негативно воздействовать на подсознание. Кроме того, при аутогенной тренировке человек обращается не к Господу, а к собственному «Я» – следовательно, и помощи никакой не получит, только вред.

    Хотелось бы обратить внимание на то, что в последнее время в психологии и психотерапии появился ряд запрещенных методик скрытого, разрушающего воздействия на психику, которое противоречит основам православной вероучительной истины. Особенно это касается «эн-эл-пи» – нейролингвистического программирования: разного рода тонких, так называемых суггестивных методик – методик внушения, в результате которых происходит «микрогипнотическое» воздействие на другого человека. К такого рода психологии я отношусь отрицательно. К тому же даже самый опытный светский психолог вряд ли будет ходатайствовать перед Божьим престолом об исцелении той или иной болезни.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница.)
  • В некоторых православных книгах высказывается мысль, что каждой нашей страсти, каждому нашему греху соответствует та или иная болезнь. Так ли это?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Это не совсем точно. Безусловно, есть соответствие ряда заболеваний нашим страстям Так, у человек, страдающего чревоугодием и потребляющего чрезмерное количество острой и тяжелой пищи, естественно будут развиваться заболевания желудочно-кишечного тракта: гастрит, холецистит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Если человек постоянно пребывает в гневе, раздражении, то это может привести к таким заболеваниям, как гипертония, инсульт и инфаркт. Если же человек не воздержан в половом отношении, то его беспорядочные половые контакты заканчиваются венерическими заболеваниями. Так что, действительно, существуют болезни, которые соответствуют нашим страстям - это соответствие естественно и логично как с духовной, так и с медицинской точки зрения. Однако попытка выяснить зависимость каждой конкретной болезни от какого-либо определенного греха является натянутой, фальшивой и беспочвенной, так как у Господа особый промысел для каждого человека.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Есть ли некая градация тяжести грехов? Какие грехи вызывают болезни детей и других родственников?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Да, есть некоторая градация грехов по степени их тяжести. Есть грехи тяжелые, ведущие к смерти души (убийство, блуд, воровство, отречение от веры, поклонение демонам, занятия магией, биоэнергетикой и другими видами волшебства (оккультизма), предательства и проч.), а есть грехи повседневные, не ведущие к смерти души (плохие мысли, разногласия, раздражение, досада, опоздание на работу и т.д.). Если говорить о том, какие грехи вызывают болезни детей и родственников, то прежде всего это тяжелые грехи. В принципе любой грех, совершаемый человеком, отражается на детях и родственниках: либо в виде смертей и болезней, либо в виде серьезных нарушений психического и физического здоровья, либо в других вариантах.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница.)
  • Объясните пожалуйста, что такое карма. Сегодня в любой газете найдешь объявление о снятии кармы – обратитесь к специалисту и все будет хорошо: и со здоровьем, и в делах, и в семейной жизни. Но можно ли этим обещаниям верить? Карма и грехи предков – это одно и тоже? Хотелось бы знать точку зрения Православной Церкви по этому вопросу.
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Само слово «карма» означает «действие». Кармисты придерживаются мнения, что то, что мы посеяли в прошлой жизни, то пожинаем в этой. В воззрениях индуизма и буддизма человек бесконечно умирает и возрождается к жизни. В основе этих идей лежит идея реинкарнации – переселения душ. Это неотъемлемая часть закона сансары (прохождение, воплощение). Зло никогда не пропадает из мира. Сансара - круг страданий. Добрая карма, плохая ли карма – человек привязан к колесу сансары. Карма – накопленные последствия всех мыслей и дел человека, как злых, так и добрых. Изживание дурной кармы и познание единства с Брахманом (безличным всеобъемлющим абсолютом) – два пути, ведущие к освобождению души.

    Понятие кармы несовместимо с православным вероучением, отвергающим реинкарнацию. Господь Иисус Христос однозначно указал на то, что каждый человек живет только один раз. Cмерть уготована для всех людей, но после нее состоится суд (2 Кор. 5:10; Евр. 9:27). После смерти люди не пребывают в некой заоблачной сумеречной зоне. Праведные утешаются, а грешники страдают (Лк. 16:22-25). Окончательное предназначение смерти и ада – быть поверженными в озеро огненное. Это огненное озеро является второй смертью (Отк. 20:14-15). Иисус говорил, что нам следует бояться тех, кто убивает тело, а Того, Кто может и тело, и душу погубить в геенне (Мф. 10:28). Вторая смерть – это метафорическое выражение, обозначающее вечную отверженность от присутствия и славы Бога (2 Фес. 1:7-10; Отк. 2:11; 20:6, 14-15). Мертвые остаются во Христе, они спят (1 Фес. 4:14) и ожидают дня, когда смерть будет полностью поглощена жизнью (2 Кор. 5:4). Тогда смертное облечется в бессмертное (1 Кор. 15:53). Смерть, последний враг, сама будет истреблена (1 Кор. 15:26). Больше не будет ни смерти, ни печали, и Бог утрет слезы со вех лиц (Отк. 21:4). Над теми, кто победил и имеет участие в воскресении Христа, вторая смерть не властна (Отк. 2:11; 20:6). Те, кто верует во Христа, не увидят смерти (Ин. 8:51-52).

    Необходимо четко уяснить для себя, что карма – понятие неправославное. Поэтому верить или не верить обещаниям оккультистов и восточных теософов относительно кармы – выбор совести и религиозно-жизненная позиция каждого конкретного человека.
    Грехи предков – это нечто иное. Это тот негативный духовный и генетической багаж, который наследуют потомки, если их предки при жизни не покаялись в этих грехах и не получили их отпущение в Церкви.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница.)
  • Почему люди становятся духовно больными?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Духовно больными люди становятся тогда, когда они нарушают заповеди Божии, живут не по-христиански, то есть не так, как учит Святая Церковь. За поругание святыни, за поругание имени Божия - богохульство - человек становится одержимым страстями, а в крайних случаях, и одержимым нечистыми духами (бесами).
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница.)
  • Существуют ли статистические данные, сравнивающие результаты лечения верующих и не верующих в Бога людей?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    К сожалению, таких статистических данных нет — их было бы очень трудно собрать. Однако как практикующий врач могу отметить, что течение болезни у верующих и неверующих людей отличается. И хирургическое, и нехирургическое лечение у людей, верующих в Бога, молящихся и кающихся протекает несравненно лучше, чем у людей неверующих. Как правило, послеоперационный период протекает быстрее, а само хирургическое вмешательство проходит благополучнее.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница.)
  • Наш род вот уже в четвертом поколении живет с точки зрения православия в грехе. Дедушка был пятидесятитысячником (организовывал колхозы в Псковской области), с бабушкой они не венчались, ни о каком венчании в период строительства коммунизма, конечно, не шло речи при вступлении в брак моих родителей, во время моей свадьбы молодожены также не посещали Церковь, в гражданском браке живет в настоящее время моя дочь. Но все годы наш род много трудился, не нажив богатства и не делал никому зла, все старались жить по совести и чести, несмотря на проблемы, которые были общими для всех и отдельно взятые для нашей семьи. Публикации в вашем журнале заставляют задуматься – а каково будущее теперь уже у моих внуков и правнуков? Будут ли они отвечать за те невольные грехи, которые были сделаны по незнанию и в силу обстоятельств, предыдущими поколениями?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Безусловно, дети будут нести грех своих предыдущих поколений. Чтобы этого не произошло надо каяться и вести церковную жизнь родителям и воспитывать своих детей в истинной вере.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница.)
  • Если сегодня сердечно-сосудистые заболевания лидируют в группе наиболее распространенных, возможно, это свидетельство того, что не все ладно с нашей душой?

Задать вопрос