Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

9 апреля 2024 г. состоялось заседание № 152 ОПВ Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) «Современные проблемы слабослышащих больных. Лаборатория слуха и речи»

Подробнее

все События и новости

Интервью с протоиереем Сергием Филимоновым Председателем ОПВ СПб им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского. Газета «Православный САНКТ–ПЕТЕРБУРГ», 2006 г.

— В лахтинском хосписе №1, мне рассказали совершенно жуткую историю, как умерла от рака 12-летняя девочка. Раковая опухоль, поразившая сначала ушко ребенка, в короткое время буквально съела всё лицо, — один глаз остался. «За что, за какие такие грехи смертные пострадал невинный ребёнок?» — преследовал вопрос. Ведь, как мне казалось, безполезно, жестоко и несправедливо посылать такое испытание ребёнку, который даже в толк не возьмёт, за что ему всё это? Тяжесть этого вопроса я переложила на плечи протоиерея Сергия ФИЛИМОНОВА — доктора медицинских наук, председателя Общества православных врачей СПб.

— Хотите узнать пути Промысла Божиего во время болезни? Читайте старца Паисия Святогорца — он мудро и толково разбирает разные аспекты болезней. Это должен знать православный человек. А в случае, рассказанном вами, ребенок является невинным страдальцем, крестоносителем. Он у Бога получит мзду за свое крестоношение. Бывает и так, что через страдания ребенка, Господь даёт возможность родителям изменить свою жизнь.

— Но родители той девочки как пили, так и пьют…

— В таком случае… Я сейчас приведу, может быть, не самое удачное сравнение, но оно наглядно поясняет суть. Есть в теат-ре такое понятие — «три звонка». Это выражение употребляют и медики. Предостерегая пациента от какой-то пагубной привычки, говорят, что такой образ жизни — до первого звонка. Вот появились камни в почках, значит, первый звонок уже прозвенел. И если человек не изменит свою диету и сам образ жизни — в сле-дующий раз это закончится операцией. Это будет второй звонок. Третий — последний… Так и в жизни духовной. Господь не один звонок, не одно извещение посылает нам, грешным. Знайте, если заболевает кто-то из близких, взрослых или детей, — это гроз-ное извещение Божие. И у Бога эти «извещения» идут по нарастающей. Если не вразумляется человек — искушений больше, по-следствия тяжче. Поэтому чтобы вразумить родителей, Господь нередко посылает болезнь и даже смерть детей.

Один батюшка из Архангельска рассказал мне такую историю. У них в областной больнице лежал больной раком годовалый ребенок. Малыш умирал, когда его отец, наконец, обратился к Богу. Он пришел к священнику в церковь и всё рассказал. Батюшка исповедав обоих родителей, выяснил, что у обоих были смертные грехи, от которых сынишка мог так пострадать, наложил на них епитимью. Родители ужаснулись, раскаялись, начали совершать епитимью, соблюдать молитвенные правила, часто приносили мла-денца в храм причащать. Ребёнок полностью выздоровел, а ведь с медицинской точки зрения это был совершенно безнадёжный случай. Слава Богу, родители вняли гласу Божиему, тому небесному звоночку, который был совершён через болезнь их малыша. Но они ведь могли и не отреагировать!..

— Но девочку ту умершую всё равно жалко. Я почему-то раньше думала, что рак — болезнь все-таки взрослых людей, не детей.

— Но подумайте, что бы получил этот ребенок, оставаясь жить рядом с пьющими мамой и папой? Кем бы он стал? Пьяницей, развратницей? А может быть насильником или убийцей? Поэтому старец Паисий Святогорец и говорит, что Господь не посылал бы зла, если бы из него не происходило три-четыре добра. Господь из каждого зла извлекает много пользы, много добра для человека. И если ребенку подана болезнь, значит, Господь избавляет его от более страшной участи. Представьте, став взрослым, он бы убил человека! Какие страшные терзания совести! А какая мука для матери, что ее ребёнок стал душегубом. А какова участь убийцы в будущем, где он окажется, закончив свою гре-ховную жизнь? В аду! Вот Господь и подает болезнь, и забирает человека из грешного мира в наилучший для того момент жизни.

Бывает и так, что родители недостойны детей, которых посылает им Господь. Вместо того, чтобы воспитать христианина, они де-лают своё чадо исчадием ада. Тогда Господь может забрать этого ребёнка, чтобы спасти его душу для жизни будущей. Об этом пи-сал свт. Николай Сербский: «С теми, что просвещают не просвещая, но ослепляя… кто запрещают детям пребывать в Твоей мудро-сти, говоря: «Господь — это старое слово ваших покойных дедов. Это старый талисман, который деды носили на себе и умерли. Мы вас научим, как копать землю, как упитывать тело, как ковать золото…» Что будешь делать с искусителями детей Твоих, Господи?» — «Ничего им не сделаю, потому что они сами сделали всё для проклятия своего семени. Воистину они подготовили себе судьбу хуже, чем книжники и саддукеи иудейские. Имели примеры, но не научились». Да, мы сами часто проклинаем своё семя. Святитель Николай также напоминает нам о том, что мы являемся только опекунами наших детей, а на самом деле они — Царские дети, и жизнь дает им Царь Небесный — Бог.

— Знаю, что нужно проявлять смирение и принимать болезнь как дар Божий. Но вот раковые больные люди, бывает, отказываются от обезболивающих уколов, говоря: «Претерпевший до конца, спасется. А если я приму обезболивающее, то до конца не выполню Божью волю и не получу награду за терпение на том свете». Мудро ли это? или нужно пользоваться обезболивающим средством?

— В 12 главе материалов архиерейского собора от 2000 года, где разбирается вопрос об эвтаназии, речь идёт именно об этом — допустимо или нет применение определённых лекарственных средств. Соборное мнение Русской Православной Церкви по этому вопросу гласит, что при тяжёлом состоянии можно применять средства паллиативного характера, которые не могут вызвать вы-здоровление пациента или вернуть его к жизни, но облегчают страдания. Можно употреблять наркотические анальгетики в онкологии, когда боли становятся невыносимыми.

Но если человек готов ради Христа потерпеть ту или иную болезнь — хорошо. Почитайте, как умирал прп. Силуан Афонский. Он мужество нёс крест болезни и не употреблял никаких анальгетиков, хотя мучения были невыносимыми. Перечтите житие о. Иоанна Кронштадтского. Он претерпел мучения за Христа, когда его пы-тались оскопить. Эти раны очень долго мучили его, но, как свидетельствуют жизнеописатели, только когда он впал в забытье и не мог себя контролировать — только тогда всем стали слышны его стоны. Значит, люди высокой духовной жизни и крепкого духа могут сознательно пострадать за Христа. У них отличное от на-шего внутреннее устроение: Господь страдал, испытывал боль и был мучим… но если Господь страдал — не потерплю ли и я за Христа? Но это доступно людям очень высокого духа. Нам, более слабым духом, не грешно употреблять обезболивающие средства.

 

Записала Ирина РУБЦОВА