Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

9 апреля 2024 г. состоялось заседание № 152 ОПВ Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) «Современные проблемы слабослышащих больных. Лаборатория слуха и речи»

Подробнее

все События и новости

Статья протоиерея Сергия Филимонова Председателя ОПВ Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского. Народная ЗДРАВНИЦА, 2007.

Рубрику "Вопросы к священнику" ведет протоиерей, практикующий врач, доктор медицинских наук, кандидат богословия Сергий ФИЛИМОНОВ.

Если сегодня сердечно-сосудистые заболевания лидируют в группе наиболее распространенных, возможно, это свидетельство того, что не все ладно с нашей душой? Ведь говорят, что наша душа поселяется в сердце. А если нас покинул мир нежных добродетельных сердец, то в жестком, каменном сердце душе не очень комфортно - отсюда и аритмии, и преждевременные инфаркты.Я благодарен вашему журналу за то, что вы даете информацию не только о самих болезнях, но и духовных причинах их вызывающих. Возможно, что в номере на тему дел сердечных я найду ответ и на свой вопрос.
И.К. Петров, Санкт-Петербург

ВНИМАЙ сердцу своему

Когда Священное Писание и святые отцы говорят о сердце, они имеют в виду как вышеестественное (духовное), так и плотское сердце. С одной стороны сердце - жизненноважный "плотской" орган, с другой - это то место, где происходит развитие всей духовной жизни, где действует нетварная энергия Божия. Как правило, это "глубокое духовное сердце" неведомо не только окружающим, но и самому человеку. Ведь благодать Божия таинственно совершает спасение человека в его сердце.

"Иметь сердце" значит найти свое сердце, через которое Бог сможет направлять человека. Человеку, очищающему себя от страстей и всех дел греха, это известно. После святого крещения благодать Божия находится в центре сердца, диавол же действует снаружи.

Православная Церковь выделяет следующие болезни сердца: неведение и забвение, ожесточение и окаменение, нечистота. Больным является несмысленное сердце, грубость - это тоже немощь сердца.

В миру чаще всего складываются семь видов порочных взаимоотношений, вносящих беспокойство в сердце. Это зависть, осуждение, гнев, раздражение, ненависть, обида, неприязнь. 

Преодолеваются они двумя путями. Первый - исполнении Божией заповеди: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк. 6, 27(28). 

Второй - старанием устранять обиды, осуждение, зависть и неприязнь оправдательным деланием. Когда мы ищем оправдание другому, Господь оправдывает нас и приносит мир в душу. Этот духовный прием подробно разбирает старец Паисий Святогорец. 

"Не находишь оправдания другим, но находишь себе самой? Тогда пройдет совсем немного времени, и Христос не найдет оправдания для тебя. Если человек невнимателен, то его сердце может в одного мгновение стать жестким, как камень. И в одно мгновение оно может опять стать нежным. Стяжи материнское сердце. Знаешь, как чувствует мать: она все прощает и иногда делает вид, что каких-то шалостей не замечает. Терпи и оправдывай, снисходи к другим, чтобы и Христос снисходил к тебе.

Сердце расширяется, когда ты все время оправдываешь непорядки, несовершенства, упущения других и смотришься в них как в зеркало. Конечно, лукавый иногда может приносить помыслы о других, тем более, когда существует какая-то действительная причина. Однако принятие или отвержение этих помыслов зависит от нас. Поставив себя на место другого человека, мы отнесемся к нему с сочувствием и оправдаем его. Кроме того, если что-то совершается не от злобы, а от легкомыслия, то это бывает понятно и отрицательной реакции в нас не вызывает. То, что существуют человеческие слабости, ( это естественно и свойственно всем людям" (1). "Оправдывая других, мы извлекаем двойную духовную пользу для себя, ибо, во-первых: отсекаем осуждение ближнего, во-вторых - обращаемся на самих себя в происшедшем поступке ближнего против нас и тем самым обретаем спасительное смирение. "Боже мой, не считайся со мной, отбрось меня в сторону. Я не сделал ничего. Помоги другому". (2)

Делать добрые дела

В качестве первого целебного лекарства для сердца следует назвать покаяние. Сердце должно покаяться и вернуться к своему естественному состоянию. Св. Иоанн Лествичник указывает, что осквернившим себя после крещения необходимо "очистить руки свои неослабным огнем сердечным и елеем милости Божией".

Отцы Церкви заповедовали нам плач. "Блаженны плачущие, ибо они утешатся" (Мф. 5, 4). Святые призывают христианина плакать, поскольку при этом сердце очищается и приобретает духовную чувствительность, избавляясь от ожесточения и окаменения. Слезы - это признак возрожденного человека, они отверзают очи души, они есть знак возрождения. Когда человек испытывает бремя различных трудностей, когда нервы на пределе, а все внутреннее состояние выглядит жалким, следует стараться плакать с помыслами самоосуждения. Если сделать такую попытку, то и Бог пошлет вам Свою благодать, так что слезы сделаются образом жизни, а сердце будет очищаться от страстей.

Подлинное смирение, не приносящее сердцу вреда, отличается присутствием молитвы, сокрушения и упования на Бога. Сокрушение сердца совершается в молитве и приводит ко множеству результатов. Как человек боится взять рукой искрящееся и раскаленное железо, так и диавол боится сокрушения сердца, ибо оно наголову сокрушает лукавство его.

Чистота сердца приносит много плодов. Кто стяжал чистое сердце, тот побеждает робость, страхи, беспокойство, создаваемые телесными заботами. Однако прежде очищения, во время и после него требуются внимание и осторожность. Необходимо постоянное трезвение и хранение сердца. К сердцу необходимо относиться со вниманием, поскольку полученная рана может иссушить все тело, "подобно тому как все растение увядает, если повредить его сердцевину".

Пусть испытывает душа сухость и оскудение религиозных чувств и сладости духовной, но она, несмотря на то, может делать всякого рода добрые дела, следуя простой вере и вооружась святым терпением и постоянством. "Во время сухости и охлаждения сердца, (да научишься не терять душевного мира и не быть поглощаемым скорбью".

  1. Старец Паисий Святогорец. Слова. М.: Издательский дом "Святая гора", Т. 2. С. 133/134.
  2. Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань. М.: Изд. им. свт. Игнатия Ставропольского, 2000. С. 302-305.
  3. Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005.