Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

5 марта 2024 г в 17.00 состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Экологические, медицинские и педагогические аспекты демографической ситуации в России»

Подробнее

На заседании 12 февраля 2013 года № 97

Общества православных врачей Санкт-Петербурга

профессор В.Б.Слезин выступил с докладом

«Воздействие окружающей среды на мозг человека»

12 февраля 2013 г. в Санкт-Петербургском Медицинском Университете им. акад.И.П.Павлова состоялось 97-е заседание Общества православных врачей Санкт-Петербурга им.свт.Луки (Войно-Ясенецкого).

 С докладом выступил д.б.н., к.м.н, глав. науч. сотр. лаборатории нейро- и психофизиологии CПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, проф. Валерий Борисович Слёзин.

С трибуны ОПВ прозвучали слова ученого и человека, прожившего долгую творческую жизнь. Человека, неравнодушного к жизни страны, неравнодушного к людским судьбам, к жизни российской молодежи в будущем.

В.Б.Слезин отметил, что в настоящее время весь цивилизованный мир переживает экономический и нравственный кризис. Приобщившись к западным «ценностям»,  и мы начали утрачивать свою былую свободу. До сих пор никто, кроме православной Церкви, не спешит дать определение той свободы, к которой так стремилось население нашей страны. В реальности сегодняшняя «свобода» обернулась для большинства из нас падением культуры, снижением здоровья и интеллекта у молодежи, ростом наркомании, алкоголизма, венерических заболеваний, распадом семей, моральной деградацией и вымиранием населения. Неправильная, псевдонаучная, то есть не основанная на биологических и социальных причинах трактовка понятия свободы приводит к катастрофическим последствиям, которые мы наблюдаем сегодня в нашей стране. Так, свобода печати привела к пропаганде насилия, разврата, половых извращений, отрицания семейных ценностей.  Свобода совести, и отрицание христианской веры породило множество асоциальных сект.

Социальный распад привел к утрате истинных, биологически-обусловленных ориентиров, без которых совершенно невозможны истинная свобода и психическое здоровье. Появились новые болезни поведения, такие, как компьютерная зависимость, зависимость от игровых автоматов. 

Проф. В.Б. Слезин считает, что единство человека со своей биологической сутью обеспечивало сохранность нашего народа, ныне утраченную. Свободный человек стремится продлить род и вырастить потомство; вся остальная его деятельность вторична, когда же она выходит на первое место, то уже нужно говорить о патологии поведения.

Таким образом, в настоящее время можно говорить о болезни общества, или даже о нескольких заболеваниях. Во-первых, общество страдает от безплодия. Эту болезнь породил технический прогресс, погоня за новыми товарами, что и стало целью жизни – целью безплодной и тупиковой. Безплодие, зависящее не от биологической неполноценности, а просто от нежелания тратить деньги и время на ребенка, а не на вещи, можно назвать социальной импотенцией. И эта импотенция возводится на пьедестал средствами массовой информации.

Распад семьи не только приводит к вымиранию, но и к вырождению, так как человек становится человеком только при тесном контакте с другими людьми и, в первую очередь, с матерью и отцом. Уменьшение этого контакта или его практическое отсутствие приводит к патологии личности, к её психопатизации. Это мы и наблюдаем в некоторых странах Запада, где обычные понятия как «отец» и «мать» на государственном уровне заменены на безликие выражения: «родитель №1» и «родитель №2». А в отдельных зарубежных детских садах отменили местоимения «он» и «она» по отношению к детям, заменив их на опять-таки безликое - «оно».

Человек, его рождение и воспитание – это главное, а все остальное делается для удобства человека и не должно выходить на передний план. С чего же начинается заболевание общества? Естественно полагать, что первые проявления болезни общества начинаются в детском возрасте.

Проф. В.Б.Слезин рассказал, что он и его сотрудники сравнивали энцефалограммы у детдомовцев (детей и подростков), среди которых были получающие упрощенную телевизионную информацию и не читающие книг, требующих понимания и осмысления, то есть умственного напряжения. У таких детей отмечалось замедление формирования энцефалограммы, свойственной взрослому человеку. Эти дети резко отставали в учебе, проявляли равнодушие к своей судьбе, к окружающим событиям; они чаще совершали дисциплинарные нарушения, трудно адаптировались в приемной семье.

Другая группа детей, среди которых были читающие дети, особенно имеющие любимые книжки, являли противоположность детям из первой группы. Причем девочки, предпочитающие чтению просмотр телевизионных программ, отличались от мальчиков более ранним интересом к половой жизни и плохо скрываемым цинизмом. Можно полагать, что к девочкам нужен особый подход, воспитание в них материнских чувств, стремление быть хозяйкой в доме и так далее. Это воспитание и создаст иммунитет против цинизма и асоциального поведения.

Основной причиной отставания в развитии «телевизионных» детей является крайне низкая информативность телесюжетов и быстрая смена цвета изображений. Все это может вызвать эпилептоидную активность в мозгу зрителя, что, в свою очередь, может явиться причиной частичного отключения сознания и снижения восприятия. В совокупности это приводит к пониженной тренировке мозга, задержке его развития, а потому и к дефектам психики. Однако даже очень хороший телевизионный репертуар не сможет заменить чтение хороших книг. У ребенка следует вырабатывать способность к торможению, то есть уметь сосредоточиться на главном. В школе должна быть дисциплина, дома – обязанности.

                       

   Сейчас модно пропагандировать здоровый образ жизни, но под ним подразумевается только спорт, отказ от наркотиков, курения  и пьянства, хотя здоровый образ жизни должен быть физиологичным, то есть подразумевать наличие нормальной семьи, детей и близких. С полным правом можно сказать, что семья – это здоровый образ жизни. Все остальное имеет второстепенное значение, подчеркнул проф.В.Б.Слезин.

Психологическая подготовка подрастающего поколения к семейному образу жизни не менее важна, чем уроки физкультуры. Антисемейная пропаганда в средствах массовой информации должна быть категорически запрещена. У детей-сирот и, в меньшей степени у детей из неполных семей, резко возрастает число случаев патологического поведения и психических заболеваний.


Профессор В.Б. Слёзин был первым исследователем, кто сделал попытку с помощью лабораторных методов объяснить, что происходит с мозгом во время молитвенного обращения к Богу. При записи электроэнцефалограмм (ЭЭГ) головного мозга молившихся людей, впервые сумели зарегистрировать новое, ранее неизвестное ученым состояние сознания.

В проведенных экспериментах выяснилось, что во время молитвы ритм биотоков мозга замедляется настолько, что становится возможным говорить о существовании четвертого состояния сознания - медленного, или молитвенного, бодрствования. Мозг фактически выключается, прекращается активная мыслительная деятельность. Эти медленные ритмы носят название дельта-ритмов и наблюдаются только у младенцев до двух-трех месяцев. У некоторых обследуемых ЭЭГ показывала полное отсутствие альфа- и бета-ритмов - определялись только дельта-ритмы. С точки зрения нейрофизиологии эти люди становились в буквальном смысле слова как младенцы. Вероятно, слова Христа "будьте как младенцы, и спасетесь" могут быть отнесены и к молитвенному состоянию мозга.

По вопросу исследования отличительных особенностей в работе коры головного мозга у различных возрастных категорий, В.Б.Слезин, как руководитель лаборатории нейро- и психофизиологии,  пояснил, что изменения, свидетельствующие о взрослении,  возникают только в 21 год. Отсюда следует вывод, что ранний призыв в армию, особенно призыв одного в семье ребенка-эгоиста, и способствовал распространению так называемой «дедовщины».

Валерий Борисович рассказал, что каллиграфия развивает у детей тонкую  моторику пальцев, сосредоточенность и волю, способствует полноценному развитию мозга. О этом свидетельствовал эксперимент по введению уроков чистописания в коррекционных детских домах в глубинке России. В результате у испытуемых детей улучшились умственные способности.

Затем с комментариями выступил Председатель ОПВ Санкт-Петербурга, протоиерей Сергий Филимонов. Он отметил, что в пастырской практике важно учитывать возрастные особенности  развития человека. Это отмечали, в частности, старец Паисий Святогорец и архимандрит Иоанн Крестьянкин. К моменту физического созревания не всегда формируется воля, нет сопротивления дурным наклонностям. Переломный возраст – это 21 год. Поэтому отцы Церкви советовали до 21 года не создавать семью, заниматься учебой. Сейчас во взрослые отношения вступают намного раньше.

О.Сергий также отметил, что крайне важно делать акцент на различии мужчин и женщин. У женщин особая форма нервной психической деятельности, при которой неправильное действие может предшествовать правильной оценке семейной и жизненной ситуации.

Мы не просто имеем право, а обязаны сохранять свои культурные традиции, подчеркнул прот. Сергий Филимонов. Это будет залогом того, что у нас не появится столько депрессивных людей, оканчивающих жизнь самоубийством, как на Западе.

Далее состоялась презентация фильма «Сильнее смерти. Молитва» о состоянии коры головного мозга при молитве и обсуждение этого неоднозначного фильма участниками заседания.

    Благодарим проф. Валерия Борисовича Слёзина за участие в заседании Общества!

 Члены Правления ОПВ Санкт-Петербурга