Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

9 апреля 2024 г. состоялось заседание № 152 ОПВ Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) «Современные проблемы слабослышащих больных. Лаборатория слуха и речи»

Подробнее

все События и новости

5-6 февраля 2015 в Санкт-Петербурге прошла Всероссийская  научно-практическая   конференция, посвященная 

200-летию  со  дня рождения свт. Феофана   Затворника Вышенского.

 Тема Конференции:  «СВЯТИТЕЛЬ   ФЕОФАН  ЗАТВОРНИК — ОСНОВАТЕЛЬ   ХРИСТИАНСКОЙ  ПСИХОЛОГИИ»

 Организаторы Конференции: 

1.       Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии (Председатель Отдела: протоиерей Николай Брындин, настоятель Спасо-Преображенского собора).

2.       Храм свт. Петра митрополита  Московского (на  Роменской ул.),

3.        Епархиальное Общество православных психологов Санкт-Петербурга во имя свт. Феофана Затворника (духовник  Общества  иерей Артемий  Наумов, председатель Общества доктор психологических наук, профессор Шеховцова Лариса Филипповна),  

4.       Духовно-просветительский центр прп. Серафима  Вырицкого,

5.       Санкт-Петербургский государственный  институт психологии  и   социальной   работы,

6.       Общество православных  врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого),

7.       Общество православных  педагогов  Санкт-Петербурга.

Открытие Конференции предварилось молебном, который отслужил настоятель храма преподобного Серафима Вырицкого иерей Артемий Наумов.

Примечательно местонахождение этого храма: внутренняя территория известного в Санкт-Петербурге, да и, пожалуй, в других местах России и за рубежом, Большого Гостиного Двора.

История Большого Гостиного Двора неразрывно связана с историей нашей страны и Санкт-Петербурга. Расположенный в самом центре города, он был свидетелем многих памятных событий и стал одним из символов Петербурга. Задуманный и созданный, как центр городской торговли, он уже третье столетие оправдывает своё предназначение и олицетворяет стабильность. И вот, в день Святого Духа, 9 июня 2014 года, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил чин малого освящения вновь построенного храма святого преподобного Серафима Вырицкого в Большом Гостином Дворе и возглавил  первую Божественную литургию.  

Храм недаром получил имя преподобного Серафима Вырицкого: ведь до принятия монашества именно там, в одной из лавок Гостиного Двора в Санкт-Петербурге, будущий святой, а тогда еще 10-летний мальчик Василий Муравьев, начинал свою купеческую карьеру. 

Домовая церковь располагается на втором этаже отреставрированного двухэтажного особняка, находящегося в центре внутреннего двора магазина, в котором  раньше заседали управляющие гостиного Двора. На первом этаже здания открыт первый в России Музей русского купечества. В экспозиции музея представлены фотографии купцов, газетные материалы об их деятельности, описана история развития Гостиного двора.  Попасть в музей  можно, предварительно записавшись на экскурсию. А помолиться в храме могут все желающие  в дни богослужений.

 Конференция проходила в Театрально-выставочном комплексе  Большого Гостиного Двора. Это новые помещения, появившиеся после недавней реконструкции в Большом гостином Дворе, и носящие название «Гостинка АРТ». Заседание открылось приветственными словами протоиерея Николая Брындина, священника Артемия Наумова и декана психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, председателя Научно-методического совета общественной организации по духовно-нравственному просвещению «Покров», профессора Виктора Васильевича Семикина.

Участниками конференции стали православные врачи, педагоги, психологи, богословы из Санкт-Петербурга, Москвы, Ростова-на-Дону, Пскова, Костромы, Эстонии.

Ведущая Конференции — профессор Санкт-Петербургской православной духовной академии, доктор психологических наук Лариса Филипповна  Шеховцова.

Среди​ докладчиков был лучший учитель России профессор Василий Семенцов, затронувший тему современного образования в контексте трудов святителя Феофана.

Санкт-Петербургскую Духовную академию также  представил преподаватель, кандидат богословия протоиерей Михаил Легеев, который выступил с докладом на тему «Значение антропологии и психологии свт. Феофана Затворника для богословия XX в.». Было отмечено, что святитель Феофан развивал учение о личности человека. Великий русский святой XIX века подготовил основу для терминологии современного богословия.

Участники высказывались по проблемам христианской психологии и антропологии, дискутировали по методам работы православных психологов, рассуждали о будущем духовно-нравственного развития личности. Доклады были посвящены развитию идей святителя Феофана о природе тела-души-духа и ума-чувства-воли человека, развитию практических наставлений святого о христианской жизни, преодолении страстей, стяжании добродетелей и о социальном служении.

Член нашего Общества семейный психолог Николай Николаевич Лепёхин рассказал о преодолении трудностей в жизни православной семьи.

Это выступление было как бы ответом на выступление Елены Евгеньевны Рыдалевской, руководителя Благотворительного фонда Диакония, занимающегося реабилитацией наркозависимых, социальной  работой в тюрьмах и реабилитацией бывших заключенных. Она осветила социальные причины появления недопонимания в семейных отношениях.

 Участники встречи говорили о значимости психологии для пастырского служения, в котором важно слушать и слышать другого человека, а также обратили внимание на рост материалистического настроя в обществе и необходимости духовного воспитания молодежи, как фундаментальной точки опоры личности. 

 От Общества православных врачей Санкт-Петербурга врачами-супругами Николаем Федоровичем и Татьяной Вениаминовной  Жарковыми был подготовлен доклад на тему: «Святитель Феофан Затворник о болезни и здоровье».  Предлагаем Вашему вниманию текст выступления.

 

 

 

 

Святитель Феофан Затворник о болезни и здоровье

Жарков Н.Ф., Жаркова Т.В.

Общество православных врачей Санкт-Петербурга  им. св. Луки (Войно-Ясенецкого),

«Вот ты выздоровел: не греши больше,

чтобы не случилось с тобой чего хуже»

(Ин. 5, 14)

Здоровье

Здоровье, по определению святых отцов, - дар Божий.

«Здоровье есть высочайшее богатство человека» - эти слова относятся к основателю медицины, как науки, древнегреческому врачу Гиппократу (ок. 460 до н.э.—356 до н.э.).  

Вместе с грехом пришла в душу и тело человека смерть. Тело страстного человека становится изнеженным и болезненным. В течение своей жизни люди проводят долгое время в немощах и болезнях. Об этом говорит святой пророк и псалмопевец Давид:

«Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь…»  (Пс. 89, 10)

В той или иной степени болезни подвержены все люди, в том числе и христиане. Но сами христианские подвижники, изнуряя тело постом и молитвами, больше думали и заботились о духовном здоровье, о чистоте бессмертной души. Они благодушно терпели свои немощи и болезни. Многие из них даже отказывались от любого лечения и врачебной помощи. Но при этом строгое отношение к телу у святых отцов вело не к болезни, а к чистоте жизни и здоровью.

«Не имей пристрастия не только к пище и питию, к одежде, к просторному и благоукрашенному жилищу, к богатой утвари домашней, но и к своему здоровью, даже к своей жизни не имей ни малейшего пристрастия, предав жизнь свою в волю Господню. Пристрастие ко временной жизни, к здоровью, ведет ко многим уклонениям от заповедей Божиих, к потворству плоти, к нарушению постов, к уклонению от добросовестного выполнения обязанностей службы, к унынию, нетерпению, раздражительности». 

 Св. Иоанн Кронштадтский (1829-1908)

 Какова же цель христианской жизни?

Если обратиться к святым отцам, то мы узнаем, что цель христианской жизни состоит в спасении души, то есть очищение души человеческой от греха, порока, страстей и пристрастий путем молитвы, покаяния, смирения, дел милосердия и развитие в душе христианских добродетелей.

Однако на этом труднейшем пути могут возникнуть телесные болезни, которые могут помешать духовному возрастанию человека, вызывая в нём уныние, скорбь и сомнение в собственных силах.

О таком состоянии и предупреждает святитель Феофан Затворник Вышинский: 

«Пошатнутое здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи и возгласы нечаяния…»

Всем скорбящим, болезнующим и сомневающимся святитель Феофан посылает отеческое вразумление:

«Здоровье и нездоровье в руках Божия Промышления о нас - суть средства ко спасению, когда тем и другим пользуются в духе веры… Но они же и в пагубу ведут, когда относятся к ним своенравно.

Что для болящего  особенно потребно – есть терпение благодушное и Богу покорное».

еп. Феофан (письмо 470, вып. 3, стр. 113) 

 Несомненную связь физического и душевного состояния человека подтверждает и современная медицина. Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия».

Тело человека состоит из различных органов, каждый из которых, выполняя свою функцию, обеспечивает жизнь всему организму. Однако верующие люди знают, что на этом не заканчивается устройство человека. Так, по святоотеческому писанию, кроме плоти в нем есть душа. В трудах святых отцов Церкви говорится, что тело не может жить самостоятельно без души, равно как и душа без тела. 

«Тело и душа сотворены в одно время», то есть эмбрион «приобретает душу при зачатии». 

прп. Иоанн Дамаскин (675-753)

 Болезнь

Бог создал человека совершенным. Но, почему же человек болеет? В ответ на эти сетования слабого человека епископ Феофан спокойно заявляет:

 «Если все от Господа, то и болезнь от Него же».

И утешая говорит, - всё что от Бога, всё ко благу, добавляя при этом:

«Всё, что от Господа всегда бывает к добру». 

Еще в глубокой древности, со времен Гиппократа, врачи подразделяли причины возникновения болезней на две группы:

1)      общие -  одинаковые для всех людей данной местности, и зависящие

от конкретных условий окружающей природы;

2)      индивидуальные - причины, определяемые образом жизни каждого индивидуума.

По Феофану Затворнику, причины, по которым болезни поражают человека, весьма разнообразны.

Так, попускает нам Бог болезнь:

  • в наказание, как епитимию;
  • в образумление, чтоб опомнился человек;
  • чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров;
  • чтоб терпение показал человек и тем бо̀льшую заслужил награду;
  • чтоб очистить от какой страсти,
  • и для многих других причин.... 

еп. Феофан (№ 1377 письмо 42, вып. 1, стр. 55) 

 По святоотеческому учению в Царство Небесное  нельзя войти без страданий, ибо сказано: 

«Многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие»

                                                                                    (Деян. 14:22)

Но если так, то нужно ли молиться об избавлении от болезни, просить у Бога выздоровления? Или, терпя скорби, и болезненные страдания уподобиться праведникам? На этот, беспокоящий истинно православных вопрос, у святителя Феофана так же находится ответ:

«Молиться о выздоровлении - нет греха. Но надо прибавлять: аще волиши, Господи! И Он или оздравит, или утешение исполнит, несмотря на прискорбность положения».

                                                               еп. Феофан  (письмо 35, вып. 1, стр.37) 

Лечение

Как лечатся праведники?

Свои размышления о болезнях и их лечении будут опубликованы позже современником святителя Феофана, священномучеником митрополитом Серафимом (Чичаговым). В опубликованном им фундаментальном труде «Медицинские беседы» (1891), бывший гвардейский офицер, искренне верующий человек напишет так:

«Как же лечатся праведники верою? При заболевании они спешат причаститься, пьют святую воду, молятся. Зачем им другие средства, когда они знают, что спасение зависит от воли Господней и от их веры: так говорил и учил Иисус Христос».

 Надо ли лечиться православному человеку?

Обращаться ли в болезни за помощью к врачу? Не грех ли это? Или смириться перед болезнью и уповать только на Бога. Вот ещё один вопрос, который часто встает перед верующим человеком. Тем более, что святители Иоанн Златоуст и Амвросий Медиоланский утверждают, что Бог особенно близок Своею благодатию к находящимся в скорбях, печалях и болезнях.

Однако при нежелании искать помощи у врачей христианин может самонадеянно согрешить, проявляя при этом полное отсутствие смирения и проявление самости и гордыни.  Таким строптивым согражданам епископ Феофан отвечает убедительно и просто:

«Что лечиться нет греха, об этом и вопроса не должно быть. И лекаря и лекарства Бог создал затем, чтоб ими пользовались больные. Можно не лечиться в ожидании, что Бог излечит, но это очень смело.

Можно не лечиться для упражнения в терпении, в преданности в волю Божию, но это очень высоко.

Кто не чувствует мужества, каковы мы все грешные, то лучше прибегать к лекарям, все же помощи ожидая и от Бога: ибо Он вразумляет лекарей».       

                                             еп. Феофан (№ 1396 письмо 1080, вып.7, стр. 171) 

И продолжает увещевание:

«Обратитесь к лекарю; но в тоже время паче Господа и святых Его молите, чтоб вразумили лекаря угадать лекарство. И  ко святым угодникам прибегайте, и всё делайте, что люди благочестивые делают в таких случаях. Только знахарок не знайте». 

И как наказ все нам, живущим ныне, обращены слова святителя Феофана:

«Лекаря Бог сотворил, и лекарства суть Божия творения. Лекарь не сам лечит, а Бог чрез него лечит. Бог внушает лекарю, и он прописывает настоящее лекарство».

еп. Феофан (№ 1407 письмо 38, вып.1, стр. 78)

 Как быть, если болезнь не поддается лечению?

В жизни нередко случается, что болезнь не поддается лечению, несмотря на всяческие усилия, и тогда врачи говорят, что теперь следует уповать лишь на Господа Бога…

А святитель Феофан дает неожиданный для «неверов» ответ:

«Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда   видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье».      

еп. Феофан (№ 1385 письмо 1018, вып.6 стр. 18) 

Молитвенная помощь

Кроме лекарств и врачебных манипуляций есть ещё один вид помощи, который не в полной мере, а то зачастую вовсе неправильно, используется больными, их знакомыми и родственниками. Речь идёт о молитвенной помощи. Епископ Феофан обращается к своей пастве со следующими наставлениями:

«Бывайте на молебнах сами, молитесь о болящих. Церковная молитва о болящих имеет силу, особенно сопровождаемая молитвою заказавших службу».       

еп. Феофан (№ 1403 письмо 460, вып. 3, стр. 128) 

 

Больной в семье требует к себе повышенного внимания. Те, кто ухаживает за тяжелым больным, могут впадать в искушение ропотом и саможалением, тут недалеко и до уныния…  И тогда, как успокоительно для них звучат слова святителя Феофана:

«Служение больному – служение Христу».

еп. Феофан (№ 1423 письмо 616, вып. 4, стр.97) 

 

А если ты не имеешь родственников и остаёшься один на один с болезнью? При наличии терпения, отсутствии недовольного ропота, находится награда для больного:

«Поминайте  непременно положение, что «терпящие  покорно горести  и  болезни  состоят  в  чине  мучеников». 

еп. Феофан (№ 1419 письмо 410, вып.3, стр. 137) 

Выздоровление

Важны советы святителя и после  выздоровления от телесной болезни.

 «Выздоровевший обыкновенно чувствует себя обновленным. Надо сделать, чтоб обновление телесное сопровождалось обновлением духовным. Возьмитесь за одну коротенькую молитовку, – и все ее творите... и за делом и без дела, и ходя и сидя, непрестанно. Это молитва: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». 

еп. Феофан (№ 1428 письмо 647, вып.4, стр.94)

 Крест

Для христиан важно понимание, что болезнь – это крест, который обязан понести больной. Еп. Феофан обосновывает это положение такими словами:

 «Господь совершил спасение наше крестною смертию Своею. На Кресте растерзал Он рукописание грехов наших; чрез Крест низвел на нас дары благодатные и все благословения небесные. В деле спасения собственные кресты каждого столько же необходимы, сколько необходим Крест Христов. И вы не найдете ни одного спасенного, который не был бы крестоносцем. Усмотри крест свой, понеси его, как следует соединенно со Крестом Христовым  - будешь спасен».

 Виды крестов

Крестов много, но видов их три:

  • первый вид - кресты внешние, слагающиеся из бед и вообще из горькой участи земного пребывания грехопадшего человека;
  • второй вид – кресты внутренние, рождающиеся из борьбы человека со своими страстьми и похотьми ради добродетели;
  • третий вид – кресты духовно-благодатные, возлагаемые  на человека совершенною преданностию в волю Божию.

 Остановимся на видах крестов поподробнее.

 Кресты внешние

Это — образные кресты.

Они разбросаны на всех путях наших и встречаются на каждом почти шагу.

Сюда относятся:

  • скорби,
  • беды,
  • несчастия,
  • болезни,
  • потери близких,
  • неудачи по службе,
  • всякого рода лишения и ущербы,
  • семейные неприятности,
  • неблагоприятность внешних отношений,
  • оскорбления, обиды, напраслины…

            и вообще доля земная.

 Любой человек сталкивается в своей жизни с такими «крестами».

При встрече с бедами, кто теряется, кто впадает в грех уныния, кто, наоборот, пускается во все тяжкие, стараясь забыться в веселье и разгуле. А св. Феофан указывает на возможность обратить эти скорби себе на пользу: 

«Сделай же, чтоб сие несение креста было во спасение, а не на пагубу. Для сего не горы переставлять требуется, а малое произвести изменение в помышлениях ума и расположениях  сердца.

Возбуди благодарность,  покайся, исправь жизнь».

 Кресты внутренние

Встречаются нам во время нашей борьбы со страстьми и похотьми.

По Феофану Затворнику распять страсти, значит обессилить их, подавить, искоренить.

«Как сия борьба трудна, прискорбна и болезненна, то она есть воистину крест, внутри нас водруженный».

 Каково болезненное  действие страстей?

  • Гнев жжет;
  • зависть сушит;
  • похоть расслабляет;
  • скупость есть и спать не дает;
  • гордость оскорбленная убийственно снедает сердце;
  • и всякая другая страсть: ненависть, подозрительность, сварливость, человекоугодие, пристрастие к вещам и лицам — причиняет нам терзание.

Жить со страстями тяжело, они вызывают боль, внутреннее жжение, мучительные переживания. Святитель Феофан делает закономерные выводы:

«Так что жить в страстях то же, что ходить по ножам или угольям босыми ногами. А когда есть у всякого страсти, есть и мучение от них. Так, нося страсти, терзаешься ими и гибнешь.

Не лучше ли же взяться за себя и самому в себе устроить страдание по поводу страстей, но не на пагубу, а во спасение. И  тут будет боль и страдание сердца, но боль целительная, за которою тотчас последует отрадное успокоение, как бывает, когда целительный пластырь попадет на рану».

 Третий вид  креста, спасительного для нас –

КРЕСТ ПРЕДАННОСТИ В ВОЛЮ БОЖИЮ

На крест сей восходят уже совершеннейшие христиане. Их единицы. Например, Святой апостол Павел в отношении к себе изображает это состояние так:

«Христовы  сораспяхся.  Живу  же  не к  тому  аз, но  живет  во  мне Христос». 

(Гал. 2:16–20)

Исцеление

Главным в исцелении и будущем здравии святитель Феофан Затворник Вышенский считает спокойствие духа:

«Непокой духа и страсти портят кровь, – и существенно вредят здоровью.

Пост и вообще постническая жизнь – лучшее средство к хранению здоровья и процветанию его».

Почему Господь не исполняет наши молитвы?

Бывает так, что Господь не исполняет наши молитвы. У человека наступает разочарование:  -  «Молюсь, а толку никакого. Господь как будто не слышит и не даёт просимого!»

Святитель Феофан сетующих молитвенников успокаивает:

«Молитва никогда не пропадает даром, исполняет ли Господь наше прошение или нет. По неведению мы часто просим неполезного и вредного. Не исполняя этого, Бог за труд молитвенный подаст другое что, незаметно для нас самих. Видя, что просимое не поведет к благу, Бог не исполняет прошения и этим творит благо; ибо, если бы исполнил, худо было бы просителю».

еп. Феофан (№ 1428 письмо 1406, вып.8, стр.146)

 Спасение

Что же важно для нашего спасения?- размышляет епископ Феофан в своих творениях. Как только согрешил человек, он тотчас изгнан из рая и вне рая обложен скорбями и лишениями и всякого рода неудобствами. Зачем так устроил Господь, что на земле никого нет без горестей и тяготы? Затем, чтоб не забывал человек, что он изгнанник, и жил бы на земле не как родич на родной стороне, а как странник и пришлец на стране чужой, и искал возвращения в истинное отечество свое.

Как же сделать, чтобы крест болезней и скорбей, который неизбежно несет всякий, был не на пагубу, а во спасение? Будем помнить завет Божий: «…возьми крест свой, и следуй за мною…» (Марк 8:34,35).  Так мы и поступим согласно Завету и наставлениям святителя Феофана Затворника Вышенского.

Использованная литература:

  1. святитель Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни. «Отчий дом», Москва, 1997.
  2. святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. «Благо». РПЦ, изд. Московской патриархии, 1996
  3. епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Изд. Братства во имя святого князя Александра Невского, Нижний Новгород, 2002
  4. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия в 2-х тт. «Сатис», Санкт-Петербург, 2002
Вернуться к списку событий и новостей