Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

5 марта 2024 г в 17.00 состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Экологические, медицинские и педагогические аспекты демографической ситуации в России»

Подробнее

19 марта 2019 г. в Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. академика И. П. Павлова состоялось очередное заседание № 131 Общества православных врачей Санкт-Петербурга во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Выступления докладчиков были посвящены проблемам, возникающим у детей подросткового возраста.

  1. Особенности психики подростка. Рискованное поведение — Ирина Петровна Озерна́я, врач-психиатр высшей категории, специалист Душепопечительского центра ОПВ СПб. 
  2. Проблема подростковых самоубийств — Владимир Тихонович Лободин, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности ЛОИРО, к.п.н.
  3. Духовная профилактика подростковых самоубийств — председатель ОПВ СПб, д. м. н., прот. Сергий Филимонов.


«Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудры, но якоже премудры»

 Апостол Павел ( Еф. 5: 15)

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит,
как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
Противостойте ему твердою верою, зная,
что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире».

Апостол Петр (1Пет.5:8,9)

Рискованное поведение детей подросткового возраста является значительной общественной проблемой, привлекающей внимание широкого круга специалистов в области здравоохранения и образования. Согласно статистике преобладающей причиной детской смертности в современной России является травма.

Психологической особенностью подросткового периода являются биологически обусловленные реакции эмансипации, группирования со сверстниками и различные увлечения, которые обуславливают поисковый характер поведения и «пробы взрослой жизни». Кроме этого, формирование собственной системы ценностей и поиски самоидентификации подростками приводят к тому, что советы родителей сразу же подвергаются критике, а собственное отношение к различным сторонам взрослой жизни ими еще не сформировано и не осознано применительно к себе.

Именно подростковый максимализм, незнание и отсутствие социального опыта, любопытство, желание попробовать разные стороны «взрослой жизни», пример и давление сверстников или друзей старшего возраста в итоге приводят к возникновению рискованного поведения.

Все эти аспекты подросткового поведения в той или иной степени присущи как юношам, так и девушкам, причём совершенно неважно, живёт ли проблемный подросток в благополучной или неблагополучной семье.

Почему подростки рискуют? Потому что они самоутверждаются, исследуют, экспериментируют, чтобы узнать себя лучше, попробовать разные стили жизни, показать окружению, что становятся взрослыми, повысить степень самостоятельности. Мозг подростка устроен таким образом, что он чувствует биологическую потребность рисковать.

Эмоциональное реагирование мозга подростка на любые стороны окружающего мира существенно выше, чем у детей и взрослых. Отсюда, казалось бы, беспричинные взрывы эмоций, обидчивость, демонстративное поведение. Подростки предпочитают действия с высоким уровнем эмоционального напряжения, склонны к импульсивным поступкам, включая экспериментирование с наркотиками и алкоголем, редко думают о возможных негативных последствиях своего поведения и не способны здраво их оценить.

Опираясь на свой продолжительный опыт работы врача-психиатра, Ирина Петровна Озерная подробно рассмотрела и осветила варианты рискованного поведения подростков, объяснила свойственную именно этому возрасту полярность психики, проявляющуюся быстрой сменой настроения, интересов, мнений, вкусов, тягой к атрибутам псеводовзрослости, сочетающейся иногда с недетской жестокостью и с преобладанием в тоже время социальной инфантильностью.

Даже для талантливых и неординарных подростков, которые, казалось бы должны радовать родителей, характерны повышенная ранимость и ощущение себя лишними в обществе сверстников. Занятость родителей работой, личными делами, нежелание или невозможность разговора с детьми по душам, толкает их в особых случаях даже на самоубийство.

О признаках готовящего суицида, о том, как следует родителям общаться с подростком при возникновении такой ситуации, подробно рассказала Ирина Петровна.

Отдельно был рассмотрен  вопрос о том, кто из подростков в большей мере склонен к суициду? Назывались варианты различных конфликтов в полной или неполной семье, обсуждалась необходимость создания гармоничных взаимоотношений разных поколений в одной семье.

С докладом «Проблема подростковых самоубийств» выступил православный педагог, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности ЛОИРО, к.п.н. Владимир Тихонович Лободин.

Владимир Тихонович указал на социальные мотивы возникновения суицида у подростка и отметил, что Россия «находится на 3-м месте по психической напряжённости (агрессии) и на 1-м месте по детским суицидам в мире». Докладчик отметил, что причины этого рокового шага различны у мужчин и женщин, и тем более у подростка, который большую часть своей жизни проводит в социальных сетях и в интернете, и в поисках увлекательных новостей неизбежно натыкается на сайты, подробно информирующие, как «красиво» уйти из этой жизни. В итоге 80% детей получают массу ненужной информации, и к тому же находят «задания», подталкивающие его к самоубийству. Всё это происходит из-за незрелого представления подростков о смерти, а в основе большинства подростковых социальных групп лежит духовная пустота, т. е. бездуховность.

 

В качестве профилактики подросткового суицида очень важно родителям и педагогам научить ребёнка правильному восприятию возможного поражения, которое неминуемо возникает в его жизни, и объяснить подростку, что «поражение выявляет  ошибки и одновременно указывает правильный путь». А путь этот ведёт к безопасному образу жизни. Автор подчеркивает: «Как человек смотрит на мир, таким мир для него и становится, Человек сам создаёт облик мира, делая его добрым или злым».

 

В завершение заседания председатель ОПВ СПб, д. м. н., протоиерей Сергий Филимонов рассказал о Духовной профилактике подростковых самоубийств. 

Как отметил, отец Сергий, его доклад как бы вытекает из двух предыдущих сообщений. В основе сложившийся ситуации с нашими подростками лежит именно бездуховность. Настораживает страшная цифра статистики, что за последние 5 лет количество подростковых самоубийств выросло в 6 раз, и, весьма вероятно, в ближайшие годы ещё более увеличится. Этот показатель прямо зависит от того, насколько бездуховнее будет становиться общество. На это указывает Откровение святого Апостола Иоанна Богослова. В пророчестве святого праведного Иоанна Кронштадтского говорится, что ад в последние времена наполнится детьми.

Итак, что же лежит в основе духовной профилактики самоубийств? Прежде всего  это крещение ребёнка. Если он не крещён, то возникает риск, что с ним что-нибудь случится. Крещение — это залог Царствия Небесного.

Дальше идёт христианское воспитание ребёнка в молитве и причастии Святых Христовых Тайн. Но мы знаем, что многие дети формально крещёные, то есть они крещены родителями в силу традиций, «чтобы ребёнку во всём было хорошо». Так же известно, что в современном мире большинство детей в школах некрещёные. По свидетельству священников из 50-ти школьников лишь один ученик регулярно ходит в церковь. Дети из верующих семей все друг друга в школе знают, и знают по приходской жизни, потому что ходят в один и тот же храм. И мы знаем, что если нет христианского воспитания детей, тогда нет и религиозного стержня, который убережёт подростка в своё время от совершения самоубийства. Поэтому к тем группам риска, что называла Ирина Петровна в своём докладе, можно добавить ещё одну группу  это некрещёные дети и ответственно заявить, что каждый такой ребёнок потенциальный самоубийца.

Второе заключение – каждый некрещёный неверующий подросток сверхпотенциальный самоубийца и каждый крещёный, но не верующий подросток тоже потенциальный самоубийца. В чем тут дело?

Верующая семья, прежде всего родители, в процессе христианского воспитания научают ребёнка участвовать в Таинствах и молитвах. Это даёт возможность разговаривать с Богом, и различать помыслы. Есть святоотеческое учение о различении помыслов. Помыслы могут быть собственными, могут быть со стороны демонов и могут быть от Ангелов-Хранителей. Родители и священники соответствующих приходов должны научить ребёнка ещё до пубертатного возраста различать, какие помыслы приходят слева, а какие  справа.

В первом докладе отмечалось, что самоубийство не происходит сразу, ему предшествуют какие-то мысли об этом. По святоотеческому учению, эти навязчивые, негативные мысли не что иное, как разговор с бесами. И эти бесовские мысли дети принимают за свои собственные. За, казалось бы, естественными состояниями печали, грусти, уныния, депрессии, на самом деле стоят самые настоящие нечистые духи, которые так и называются: бес печали, бес уныния, бес гнева, бес раздражения и так далее. Если ребёнок будет слушать эти мысли и не будет от себя отсекать их, то невидимые духи независимо от него сформируют обстоятельства, которые и будут способствовать совершению им суицида.

В дополнение к предыдущему докладу, где говорилось, что подростки не знают, зачем им жить и каков смысл жизни, отец Сергий поделился своими наблюдениями за людьми, приходящими к нему со своими вопросами, которым он в течение более двух лет задавал один и тот же вопрос: «В чём они видят смысл жизни?». Оказалось, что преобладающее большинство людей, даже достигших преклонного 70-80-летнего возраста, не знают ответа. Чего же нам ждать от детей?  Ответы были любые: материальное благополучие детей, хорошая работа, благо общества. Это ответы невоцерковлённых, или малоцерковных людей. Такое  непонимание истинного смысла жизни идёт с детского возраста. А ведь цель человеческой жизни — это соединиться с Богом, соработничать Ему, дойти до Царствия Небесного и, как говорил преподобный Серафим Саровский, «стяжать Дух Божий», войти с Ним в Царство Небесное, обрести Бога и жить с Ним вечно.  Таким образом для 90 % людей, что нас окружают, Вечность, как смысл жизни не ставится на повестку дня.

Очень важно обсуждать этот вопрос с подростком, рассказывать о связи с потусторонним миром, о том, что ждёт его за смертью. Но, как отметила Ирина Петровна, подростки очень категоричны, и зачастую говорить с ними, как разговаривать со стеной: они слышат только себя и не слышат окружающих, а не то, что священнослужителей, которые пытаются им помочь.

К сожалению, сегодня многие семьи разрушены, неполные. Если ребёнок крещёный, и воспитывается в христианских традициях, то такое воспитание подразумевает почитание родителей, а это ведь Заповедь Божия. Духовная связь с родителями в полной семье предохраняет подростка от неправильных поступков. И проскользнувшие у подростка мысли о преждевременной кончине жизни будут сразу же услышаны родителями.

Надо отметить, что есть ещё так называемое невольное самоубийство от рискованного поведения: Владимир Тихонович рассказывал о таком поведении в своей презентации. Это «зацеперы», разъезжающих на крышах электропоездов, подростки, забирающиеся на крыши зданий. Родители в «правильных», церковных семьях знают, что происходит с их чадами, которые совершают такие поступки без родительского благословения. Связь с родителями и является профилактикой невольного самоубийства. 

Мы замечаем, что дети у церковных родителей послушливы до пубертатного возраста, но повзрослев, часть из них уходят из храма по разным причинам: теряют доверие к родителям, если те постоянно ругаются; на фоне совершённого греха из-за появления страстей; из-за вседозволенности со стороны равнодушных родителей и по собственной горячности и праздности. В результате теряется больше половины церковных детей. И хотя некоторые из них потом возвращаются, пубертатный возраст требует усиленного внимания и усердной молитвы родителей и духовника. Если нет духовника, то необходима молитва церкви. Без молитвенной поддержки и действия благодатной силы Божией помочь даже церковному ребёнку практически невозможно.

Со временем эта проблема будет усугубляться, ведь мы видим, что творится вокруг: разрушенные семьи не могут дать того, что нужно ребёнку; вокруг царит неверие; дети не умеют отличать свои мысли от демонических и не умеют им противостоять; они не участвуют в Таинствах Церкви; родственники не дают им молитвенной поддержки. Поэтому своё выступление отец Сергий закончил повторением тезиса, что каждый нецерковный неверующий ребёнок является потенциальным самоубийцей. 

 

Материал подготовили
члены Общества православных врачей
Санкт-Петербурга 
Н. Ф. Жарков, Т. В. Жаркова

Вернуться к списку событий и новостей