Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

5 марта 2024 г в 17.00 состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Экологические, медицинские и педагогические аспекты демографической ситуации в России»

Подробнее

11 февраля 2020 года в храме Державной иконы Божией Матери прошло заседание № 136 Общества православных врачей Санкт-Петербурга.

Заседание началось с молебна и акафиста святителю Луке (Войно-Ясенецкому) архиепископу Крымскому, небесному покровителю нашего Общества. Настоятелю храма протоиерею Сергию Филимонову сослужили иеромонах Мефодий и протоиерей Евгений Горянчик, клирик храма-часовни в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» при Санкт-Петербургской городской больнице №26.

После молебна с докладом «Проблема искусственного интеллекта» выступил кандидат технических и богословских наук иеромонах Мефодий (Зинковский), клирик храма Казанской иконы Божией Матери в поселке Вырица Ленобласти. 

Искусственный интеллект — это научное направление в создании интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ, в рамках которых ставятся и решаются задачи моделирования разных видов творческой интеллектуальной деятельности, которые до настоящего времени традиционно считаются только прерогативой человека.

В средствах массовой информации сведения по теме искусственного интеллекта (ИИ) распространяются очень быстро. Наталья Петровна Бехтерева (1924-2008) бывший научный руководитель Института мозга человека РАН в своё время говорила, что мозг человека сопоставим с самой Вселенной и никогда не может быть смоделирован. Её ученица и последователь доктор филологических и биологических наук, профессор Санкт-Петербургского Университета Татьяна Владимировна Черниговская прямо высказывает опасения, что когда-нибудь искусственный интеллект станет личностью.

В связи с такой точкой зрения необходимо понять, что конкретно профессор Черниговская Т.В., не являясь богословом, подразумевает под определением личности? Возможно, имеет место похожесть действий ИИ на действия живого человека, или существует какое-то подобие такого механического интеллекта человеку, или проявляется его способность принимать самостоятельные решения?

Есть исследователи, которые считают, что на основе современных технологий можно перенести сознание человека на твёрдые носители, и тогда сознание человека будет жить в этом носителе.  

Так, например, один инженер Google всерьёз заявляет, что намерен создать бога (именно с маленькой буквы), который будет позитивно общаться с человеком и не будет наказывать его. В итоге, как считает этот исследователь, такое искусственное «сознание» с комфортным интерфейсом полностью заменит человеку истинного Бога. При этом, создавая «глубинные нейронные сети», такие специалисты, по их же словам, не знают, как эти сети в дальнейшем будут работать и каков будет их конечный результат. Однако они упорно продолжают заниматься разработкой программ механического интеллекта. Думающие специалисты все-таки осознают, что ИИ, который, к примеру, сортирует мусор, - делает это не сознательно, а на основании программы, написанной оператором. Но и такие работы вызывают законные опасения, потому что они сокращают число рабочих мест, вытесняя работников-людей. С продолжением появления новых технологий в этой области, несомненно, могут возникнуть и биоэтические проблемы в обществе.

Обсуждая в православном медицинском сообществе данную тему, мы должны решить, правомочно ли говорить о каком-то уме и сознании по отношению к ИИ?  Сразу можно сказать, что ответ будет отрицательный. Хотя специалисты в этой области утверждают, что, применяя особые технологии можно заставить человека отвечать на вопросы и совершать свои действия раньше, чем тот подумает и самостоятельно примет решение.

Мы понимаем, что в результате грехопадения изменился не только сам человек, но и весь окружающий его мiр, в жизнь человека вошли болезни, страдания и скорби, его мозг стал использоваться всего лишь на какие-то несколько процентов, а со временем даже этот процент использования работы мозга будет продолжать падать.

Уже сегодня компьютерщики говорят о цифровом аутизме, когда человек отвечает на предложенные тесты хуже, если рядом лежит смартфон и его мозг требует заглянуть в него, а не подумать самому, как следует ответить. Такова человеческая психика. Совершенно очевидно, что у человека, который и дальше не будет стремиться развивать свой интеллект, а продолжит использовать искусственный, не имеющий Божией благодати, начнёт развиваться преждевременная деменция.

Современные технологии уже сейчас многое берут на себя. Что же будет с человеком в таком цифровом мире, когда будут работать машины без участия сознания человека?  Он в итоге превратится в овощ.

Искусственный интеллект является таким, каким его запрограммировали. У человека существует самостоятельная возможность прогнозировать свои действия вперед, ставить новые цели, которые даже будут превосходить поставленную задачу. У искусственного интеллекта такого целеполагания, пожалуй, не будет.

Итальянский философ и теолог Фома Аквинский (1225-1274), канонизированный католической церковью как святой, в своём труде «Сумма теологии» сказал, что в Боге интеллект — это его сущность, т.е. имеется сочетание божественного ума с его сущностью. Согласно римо-католическому богословию, можно продолжать моделировать ИИ бесконечное количество раз и в конце концов приблизиться к сущности Бога. В восточном богословии ум не сводится к понятию сущности. Бог триипостасен и не постижим до конца. В этом существенное различие восточного и западного богословия. Кроме того, человеку свойственен такой интеллект, как эмоциональный и социальный, то есть способность переживать отношения в коллективе, каком-либо социуме. Вряд ли такая характеристика присуща ИИ.

Ум — это способность к критическому размышлению. Согласно Священному Писанию, ум связан с сердцем (связь с эмоциональным интеллектом): «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:34). Это взаимосвязь умного и сердечного делания. К уму относятся понятия чистоты помыслов, мрачности, гордости, смирения. Возникает вопрос: относятся ли эти понятия к ИИ?

Ещё примеры из Священного Писания: «…расточи гордыя мыслию сердца их» (Лк.1:51). «…помраченные смыслом» (Посл. Ап. Павел к ефесянам).

Как отразить в искусственном уме помрачение смысла? В 1-м Посл. Петра 1:13 говорится: «…препоясав чресла ума вашего». То есть мысли свои можно как-то собрать, упорядочить, сосредоточить.

Вот в этом и состоит метафизичность богословия: только человек может работать над своим умом! Тот работает со своим умом, кто обладает этим умом. Это и есть богословие личности. Значит, церковный человек помимо своих мыслей в церковных таинствах и молитвах согласует свою волю с волей Божией, то есть соединяется с Богом. Но до конца познать Бога умом человек не может.

Если человеку в будущем будет всё легко даваться, станет ли он применять усилия, чтобы молиться, будет ли у него мотивация для этого? Человек создан по образу Бога, и он должен расти и совершенствоваться сам, приближаясь к подобию Христа. Ум человека способен подниматься выше себя и соединяться с нетварной энергией Творца. Искусственный интеллект такой способностью не обладает.

Следует обратить внимание на такой момент: ни один ИИ не будет единосущен другому. Созданная машина может быть похожа на другую, но не единосущна, а лишь подобна другой. В то время как всё человечество единосущно.

NB: Единосу́щие  понятие православного богословия, отражающее единство природы Лиц Пресвятой Троицы, а также единство человеческой природы Иисуса Христа и всех людей. (Https://azbyka.ru)

В современном мире люди, как правило, и не хотят этого знать и понимать, а стараются обособиться, индивидуализироваться за счёт выпячивания каких-то сторон своей личности, и в конечном итоге становятся человеческими роботами.

Впрочем, людей церковных эти новые технологии всё же заставляют размышлять  кто мы такие, позволяют осознать в чем призвание каждого, разглядеть свои страсти и понять, куда мы придём, потакая своим страстям. Иначе мы просто куклы, управляемые своими страстями, деньгами, средствами массовой информации.

В то же время научные разработки и технологии для облегчения физического труда, выделяя время и возможность творческого развития человека, можно использовать и во благо, не забывая при этом об опасности порабощения ими.

Полностью статья об искусственном интеллекте иеромонаха Мефодия (Зинковского) будет опубликована в очередном номере журнала «Церковь и медицина».

В конце заседания прот. Сергий Филимонов, председатель ОПВ Санкт-Петербурга, профессор, д.м.н. Выступил со своим комментарием и представил обзор докладов, прозвучавших на XXVIII Международных Рождественских образовательных чтениях, проходивших в январе 2020 г. В Москве. В частности, рассматривался вопрос об эвтаназии.

Не так давно в нашей стране при прошлом министре здравоохранения была совершена попытка разрешения эвтаназии. Такое решение было обосновано тем, что страховые медицинские компании терпят значительные убытки из-за тяжелых, так называемых «безнадёжных» больных. Попытка была крайне опасная, мы знаем к чему она могла бы привести наше общество.  

Одновременно была озвучена информация об отношении к эвтаназии в других странах. Во многих западных странах она не только разрешена, но приобрела значительный размах. В Швейцарии открыты целые клиники, куда могут поступить люди из любых стран для совершения эвтаназии. Это не просто клиники, там работают специалисты-психологи, которые готовят человека к совершению этого акта. Клиенту обеспечивают всесторонний комфорт последнего дня пребывания на Земле, выполняют буквально все его предсмертные пожелания.

Если раньше говорили, что эвтаназию совершают только онкологические больные, которые испытывают невыносимые боли, то теперь мы видим, что к эвтаназии прибегают просто лица преклонного возраста. Например, о. Сергий рассказал об австралийце, который прожил 102 года. Он не был болен, а просто «устал» от жизни, хотя, может прожил бы ещё дольше.

Кроме того, о. Сергий видел в Хельсинки 105-летнюю бабушку, которая на своих ногах пришла в православный храм причащаться Святых Христовых Таинств. Таков личностный выбор человека. В швейцарскую клинику может поступить человек даже в молодом возрасте. Так, одна бельгийская девушка пришла и сделала эвтаназию, так как ей не нравилась её внешность. Её приняли, и никто из сотрудников клиники не отказал ей в такой услуге. Практические это люди здоровые, не знающие Бога, не понимающие смысла своей жизни, имеющие атеистическое мировоззрение. В современном мире появились новые философские учения, которые говорят: если вам надоело жить, принесите пользу другому человеку и отдайте ему свои органы, если он в этом нуждается. Восемнадцать стран приняли у себя Закон, разрешающий эвтаназию.

У нас в стране эвтаназия не разрешена. Но благодаря бывшему министру здравоохранения, начались нападки СМИ на Православную Церковь, которая, дескать, не даёт людям нормально, «по-человечески», умереть. Появились жалобы, что мракобесы из церкви не дают умереть страдающим больным. Сейчас, к счастью, эта кампания приостановлена.

Второй глобальный вопрос, который обсуждался на Рождественских чтениях, был посвящен генетическому редактированию. Прозвучали доклады, в которых утверждалось, что редактирование генома — это наполовину фикция. Вырезая определённые части хромосом, нельзя идеально «склеить» оставшиеся части, также неизвестно, что с такими людьми будет в дальнейшем.

Вопрос с элементами евгеники и появление людей с изменённым геномом стоит сейчас на повестке дня. Выступавшие генетики заявили, что в скором времени мы будем свидетелями завершения работы над появлением сверхчеловека. Исследователи выбирают людей, наиболее высокоразвитых интеллектуально, для того чтобы модифицировать (изменять) геном человека с целью получения идеальных характеристик (качеств и свойств) для рождения нового человека. Работы в этой области ведутся очень интенсивно. Идея создания сверхчеловека — это не фантазия, а объективная реальность. Этому способствует интенсивный сбор генетического материала в разных странах.

Наука, которая раньше была под контролем государства, вырвалась, как джинн из бутылки, на свободу. Приводился пример, что группа студентов в США за 100 тыс. долларов в маленькой комнате сделала бактериологическую лабораторию. Они извлекли вирус оспы от лошади, умершей триста лет назад и полностью его воспроизвели. Результат получен чуть ли не в домашних условиях. Раньше были игровые наборы: «Юный химик», «Юный физик», а теперь «Юный бактериолог» (!?). И возникает вопрос: они воссоздали вирус оспы лошадей, а если бы они захотели создать вирус оспы человека? Современные технологии это позволяют. Оказывается, большие деньги, которые некоторые учёные получают для своих исследований, дают им возможность игнорировать законы: и государственные, и нравственные.

На Рождественских чтениях возникли вопросы о генетической паспортизации и составлении генетического профиля населения России.

 

Из опыта других стран.

На Кипре прежде, чем повенчать брачующиеся пары, уже давно берут генетические анализы на выявление хромосомных аберраций, потому что жители этого острова практически все являются родственниками.

В Прибалтийских странах у всего населения недавно был исследован генетический материал для создания генетического паспорта. Предлог к этому был взят очень благой – в маленьких странах возможно кровосмешение при заключении браков, ведущее к хромосомным аберрациям и возможному рождению детей с врождёнными уродствами. Однако вскоре весь материал из Прибалтики почему-то оказался в лабораториях Великобритании и Соединённых Штатов Америки.

Любое научное открытие имеет и положительные и отрицательные стороны. Вопрос только в том, как использовать эти открытия и изобретения: во благо человеку или во вред ему. Иметь генетический паспорт каждому человеку неплохая идея. На основе этих данных выявляются слабые места в здоровье еще при рождении: в связи с этим появилась возможность прогнозировать предрасположенность человека к тем или иным хроническим заболеваниям и своевременной профилактикой предотвратить болезнь.

В нашей стране подписан указ о создании до 2025 года генетического паспорта каждому гражданину России. Но следует знать, что информация, содержащаяся в нём, не должна подлежать разглашению, так же, как и диагнозы в амбулаторных картах, историях болезни и больничных листах.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. От 27.12.2019, с изм. От 13.01.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. И доп., вступ. В силу с 08.01.2020). Статья 13. Соблюдение врачебной тайны.

 

Если запрет на эту информацию выйдет из-под контроля, то наличие генетического материала в руках недобросовестных людей даст возможность работодателю не принимать человека на работу, позволит управлять в своих интересах тем или иным обществом и влиять на целые этнические группы. То есть появится множество моментов для дискриминации человека.

Итак, мы должны знать, что в течение ближайших пяти лет нас ждут новые изменения в системе российского здравоохранения и мы должны быть к этому готовы. Безусловно следует по возможности посещать православные катехизаторские курсы, воскресную школу при храме. Святоотеческое наследие и Священное писание помогут нам разобраться в текущих событиях сегодняшней действительности.

 

Член правления ОПВ Санкт-Петербурга, врач Н. Ф. Жарков,
чл
ен ОПВ Санкт-Петербурга, врач Т. В. Жаркова

Вернуться к списку событий и новостей