Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

30.09 - 2.10 2020 г. в интернет-формате прошла  III Mежду-  народная научно-практическая конференция "Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы современности".    

Подробнее

все События и новости

19.03.2020

10 марта 2020 г.  состоялось заседание № 137 Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт.  Луки (Войно-Ясенецкого)

Тема заседания — Вопросы эксракорпорального оплодотворения (эко): «за» и «против».  

С докладом выступила Юлия Юрьевна Торопкова, врач акушер-гинеколог Центра медицины плода группы компаний «Медика», главный врач Душепопечительского центра при ОПВ Санкт-Петербурга.

XXI век справедливо называют веком биотехнологий. Современное биомедицинское знание позволяет настолько глубоко проникнуть в человеческую природу, что человек как бы сам становится ее «создателем» и «производителем». Особенно ярко это проявляется в генной инженерии и репродуктивных технологиях.

Бесплодный брак и бездетность — проблема современного общества. Отсюда востребованность вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), широкий спектр которых предлагает современная медицина. Поскольку ВРТ напрямую затрагивают человеческую жизнь, возникает вопрос о правовых и нравственных границах их применения. Каковы эти границы? Это такие фундаментальные нормы биомедицинской этики как принцип «не навреди», принцип информированного согласия, принцип чести и достоинства человека, морально-этическая ответственность медицинского сообщества за социальные и религиозные аспекты ВРТ.

Следует отметить, что метод ЭКО имеет множество физиологических недостатков: не приносит пользы здоровью женщин, а вероятность осложнений достаточно велика; наибольший вред ЭКО может принести ребенку, так как возрастает вероятность появления аномалий и патологий внутриутробного развития плода.

Морально-этические проблемы, возникающие при проведении ЭКО: проблема самоидентичности ребенка, вовлечение в процесс создания новой жизни до 5 человек, коммерциализация донорства, разрушение традиционной семьи, евгеника.
С духовно-нравственных позиций абсолютно неприемлемы следующие технологии: создание и уничтожение «лишних» эмбрионов, сам факт суррогатного материнства, а также донорство половых клеток.

Экстракорпоральное оплодотворение впервые было применено в 1978 г. в английском городе Кембридж; первым ребенком из пробирки была девочка Луиза Браун. Начиная с 1978 г. более 5 млн. детей в мире рождено с помощью ЭКО. В 1986 г. ЭКО было впервые апробировано в нашей стране. 

По недавнему опросу населения: 10% из числа опрашиваемых относится отрицательно к появлению детей методом ЭКО; 14% людей затрудняются ответить на вопрос; значительная часть относится вполне положительно. Между тем, как в России каждая седьмая супружеская пара в настоящее время бесплодна, а эффективность ЭКО составляет в среднем лишь 30%.

Бесплодие — это состояние, когда супружеское общение без какого-либо предохранения не приводит к зачатию младенца в течение года.

  • Физиологическими проблемами объясняются 20–30% бесплодие мужчины; 20–35% бесплодие женщины;
  • в 25–40% случаев проблемы имеют оба партнера;
  • в 10–20% случаев причина не выявляется.

Важно знать: у 3% супружеских пар с нормальными показателями функции репродуктивной системы бесплодие может быть обусловлено иммунологической несовместимостью, когда в организме женщины образуются антитела, инактивирующие сперму мужа.

Исследования показали, что в современном обществе у наших женщин имеются только два овуляторных цикла в год (!). А половое здоровье наших мужчин нарушается из-за  значительных интервалов воздержания и ведением нездорового образа жизни (курение, злоупотребление алкоголем, ожирение и психологические стрессы). Накапливающееся генетическое повреждение в ядре сперматозоида не мешает ему проникать в матку, но беременность либо прерывается на начальном сроке, либо приводит к рождению младенца с тяжелыми пороками развития.

Раньше такая патология называлась привычным невынашиванием беременности и женщину начинали долго обследовать. Ничего не найдя, обследовали мужчин. При обследовании мужчины сперматограмма оставалась хорошей, так как не проводилось обследование на генетическую патологию. Сейчас эту патологию можно установить.

Внешние причины, влияющие на качество спермы:

В целях так называемого «преодоления» бесплодия сегодня используются вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ).   Это методы «лечения» бесплодия, при которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма женщины.  

Методы ВРТ:

  • ЭКО – экстракорпоральное оплодотворение;
  • ИКСИ – инъекция сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки;
  • Донорство яйцеклеток;
  • Суррогатное материнство;
  • PGD - преимплантационная диагностика наследственных болезней эмбриона;
  • IVM - дозревание яйцеклетки вне организма;
  • Замораживание эмбрионов.

Для понимания этических проблем, связанных с ЭКО, необходимо знать технические особенности этого метода.

  1. Вначале происходит так называемая гиперстимуляция яичников гормонами, в результате чего у женщины созревает сразу несколько яйцеклеток (чего не бывает в обычных условиях). Это делается для того, чтобы гарантировать успешный результат.
  2. Затем все яйцеклетки изымаются под наркозом путём пункции из женского организма и оплодотворяются подготовленной спермой мужчины.
  3. Полученные эмбрионы некоторое время выращиваются вне организма в так называемом инкубаторе, который имитирует условия нахождения эмбриона в матке.
  4. После производится пересадка (имплантация) эмбриона (но чаще – нескольких эмбрионов) в полость матки.
  5. И вновь проводится гормональная поддержка беременности.

 

  

Результат оплодотворения определяется уже через 12 часов по наличию в крови хорионического гонадотропина человека (ХГЧ) — гормон, который вырабатывается оплодотворенной яйцеклеткой. 

Если оплодотворяются 60-70% яйцеклеток, результат считается успешным. Здесь начинается техническая работа эмбриолога: в случае многоплодной беременности осуществляется так называемая редукция[1], т.е. уничтожение лишних зародышей.

Ввиду того, что у современной женщины количество овуляторных циклов уменьшилось до 2-х в год, существует еще один вариант ЭКО, когда при невозможности получить яйцеклетку у женщины, используют донорскую яйцеклетку. Донорство может быть безвозмездным (как правило, донором выступает родственница или знакомая пациентки) либо платным. Такой вариант фактически представляет собой суррогатное материнство, но наоборот.

Суррогатное материнство у нас в стране защищено законом в Семейном Кодексе РФ (ст.ст. 51-52).

Существует ещё и донорство эмбриона, либо с заданными свойствами и особенностями при генетическом моделировании, либо эмбрион, предназначенный для дарения какой-нибудь другой паре.

 Моральные проблемы, связанные с применением ЭКО

1. Проблема лишних зародышей

Избыточные зародыши либо уничтожаются, либо могут быть использованы в других целях. Поскольку зародыш – это человеческая жизнь, то возникают острые этические проблемы допустимости процедур, уничтожающих жизнь человека.

2. Возможность манипуляций с зародышами вне организма. Перед пересадкой эмбриона в полость часто проводят так называемую преимплантационную (генетическую) диагностику на предмет наличия генетической патологии у зародыша. Возможно также определение пола будущего ребенка. Одна из этических проблем, связанных с преимплантационной диагностикой — возможность селекции, а также дискриминации зародышей по полу и другим характеристикам.

3. Возможность промышленного использования эмбрионов.

С помощью так называемой криоконсервации зародышей (замораживание и хранение при температуре жидкого азота) можно неограниченно долго сохранять их вне организма. После размораживания эмбрионы могут быть использованы: для имплантации другим женщинам, а также в научных (для экспериментов) или даже промышленных целей (использование тканей, клеток, экстрактов и т.п.). Причем при длительном хранении допускается естественная гибель 10-15% криозародышей.

4. Несоответствие цели и средств. Если в возрасте 25-30-ти лет эффективность ЭКО достигает почти 80%, то после 40-45-ти лет эффективность крайне низка: 10-15%. По правилам допускается три попытки ЭКО, а на практике бывает и до десяти попыток (!).

Существует множество подводных камней в программе преодоления бесплодия: могут быть сбои на любом этапе проведения протокола, и последствия этих погрешностей никто не может предсказать. В России не только не урегулированы права эмбрионов, но и права детей, родившихся раньше определённого срока: появление младенца раньше 22-ой недели гестации и весом меньше 500 г считается поздним выкидышем. Поэтому родителям трудно добиться получения тела на руки для оформления каких-либо документов и для захоронения. Они утилизируются как биологические отходы.


Протоиерей Сергий Филимонов выступил с комментарием к докладу и изложил Резолюцию Церковно-Общественного Совета по биоэтике при Московской Патриархии по вопросу ЭКО.

В данном деле присутствует рука человека и отсутствует рука Божия. В прошлом году состоялось несколько совещаний церковно-общественного Совета по биомедицинской этике Московского Патриархата. При общецерковной аспирантуре и докторантуре по инициативе православных священнослужителей-сторонников продвижения ЭКО-методики проведен круглый стол, посвященный этическим проблемам, связанным с методом экстракорпорального оплодотворения. Мнение этого круглого стола практически не совпало с мнением церковного совета по биоэтике.

Отношение Церкви по проблеме ЭКО было высказано ранее в документе «Основы социальной концепции РПЦ» на Освящённом Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года.

Сегодня члены Совета вновь обращают внимание на недопустимость ЭКО. Хотя этическая проблема гибели эмбрионов в процессе ЭКО признается медицинским сообществом, и делаются попытки её решения, но она до сих пор не решена, что является несомненным препятствием для признания ЭКО как допустимого метода.

Совет также обращает внимание на то, что любые средства, убивающие эмбрион человека после зачатия, являются абортивными, а не контрацептивными. Пренатальная диагностика для выявления пороков развития плода с целью последующего аборта, также не благословляется Русской Православной Церковью, так как, всегда есть вероятность ошибочного диагноза.

На круглом столе было высказано мнение, что Церковь должна разрешить суррогатное материнство для сохранения замороженных эмбрионов. Но нам следует осознавать, что замораживание эмбрионов — факт сам по себе преступный! С другой стороны, суррогатное материнство, разрешённое в нашей стране, полностью не совпадает с вероучительной Истиной, когда родителями ребёнка становятся совершенно посторонние люди. Идёт смешивание генетического материала людей, которые не являются законными супругами. А всё, что происходит вне супружеской семьи, является грехом и отвергается православной церковью.

Господь часто ставит людей перед выбором: решать жизненную проблему в разрез с мнением Церкви или соблюдать Закон Божий. Сложных ситуаций в жизни много, но у человека всегда есть два исхода: либо пойти по пути греха, либо со смирением ждать разрешения проблемы с Божией помощью.

Рост бесплодия в сегодняшнем мире, как мужского, так и женского, безусловно происходит не без промысла Божьего. Это связано со грехом свободной любви, по которому живут современные люди. Господь регулирует популяции народов своими способами. Поэтому все эти методы вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) не являются методами лечения, но представляют из себя лишь попытки преодоления бесплодия. Лечение законных супругов, и женщин, и мужчин для достижения естественного оплодотворения — благо, все другие методики не приемлемы.

Рождение ребенка вне семьи невозможно. Необходимо межличностное общение супругов. В такой трактовке наша позиция совпадает с мнением католической церкви. Духовник, стоящий на православных позициях, не благословит зачатия ребёнка вне традиционной семьи.

Многие, даже воцерковлённые супруги, не понимают, в чём состоит основная ценность брака — это муж и жена, и их взаимная любовь. По святителю Иоанну Златоустому, смысл брака не деторождение, а избегание блуда. Труд святителя «Беседы о браке» начинается со слов ап. Павла: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1Кор.7:2).

Детей Господь может дать, а может и не дать — всё в жизни случается. И если деторождение ставится целью брака, то стремление к этой цели может разрушить брак. За рождением ребенка могут последовать и болезни детей, и трудности в воспитании, а в итоге вся семейная жизнь идёт наперекосяк.

Как правило, различные методики ВРТ опираются на родительский, семейный эгоизм. В результате искажаются жизненные приоритеты, нарушаются нравственные принципы.   Ярким примером нарушения взаимоотношений в семье являются записки «О здравии», что подаются в алтарь. Требуемая в написании иерархия: «духовник, муж, жена» часто бывает нарушена, и записки в первую очередь начинаются с имен детей, брата, сестры, родителей, а имя мужа стоит на последнем месте. Становится ясно, что в таком браке далеко не всё благополучно.

Желание иметь детей с помощью ЭКО не означает, что это желание должно стать нормой церковного законодательства. Мы не должны считать, что деторождение — это основной смысл существования человека с точки зрения Нового Завета. Господь дал наказ «плодитесь и размножайтесь», но не указал, что это единственная цель жизни семьи.

Для решения вопроса бесплодия необходим системный подход: надо понять, что послужило причиной этой патологии. Бесплодие напрямую связано с абортами, с венерическими заболеваниями. Легализация ЭКО в таком случае будет означать, что мы прощаем эти грехи. Отсюда следует, что в дальнейшем мы должны допустить и суррогатное материнство, и покупку эмбрионов гомосексуальными лицами и т. п.

На Рождественских чтениях 2020 г., состоявшихся в Москве, профессор Ирина Васильевна Силуянова, заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова, главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Биоэтика и правовые проблемы здравоохранения», рассказала, что на 2-х заседаниях Совета по биомедицинской этике при Патриархии было принято Заявление о невозможности участия православных пар в ЭКО ни при каких обстоятельствах. Кроме того, отбор эмбриональных яйцеклеток с заранее предусмотренными параметрами означает, что мы стоим на пороге создания генно-модифицированного «сверхчеловека». Это и есть самая настоящая евгеника, которая противоречит православному вероучению. Создание детей с заранее указанными параметрами сегодня становится реальностью.

В нашем городе свыше 4% родов произошло с помощью ЭКО, а в Дании 10%. Это указывает на неблагополучную духовную обстановку, когда Господь попускает большую жизненную проблему, но одновременно и даёт время для покаяния. Из Ветхого Завета мы знаем, что людям после покаяния Господь дарует детей даже в преклонном возрасте, когда подобное, казалось бы, невозможно. Это Аврам и Сарра, Захария и Елисавета, примеров много…

Кроме того, в данной процедуре по тому же протоколу, что и замужние, проходят одинокие женщины. В итоге они лишают ребёнка права иметь своего отца. Благословение Божие предусматривает наши действия в согласии с Божиим Замыслом, Божиим Планом и Божиими Заповедями. Если в семье не рождается ребёнок, значит у Бога такой замысел в отношении этих родителей. И здесь невозможно ничего ускорить и изменить. Использование методик ВРТ — является нарушением Заповедей Божиих и Православного Вероучения. В результате на Западе уже сейчас появляются клиники для лечения детей, родившихся с помощью ЭКО, у которых развиваются разные патологии.

 

 Отчет о работе круглого стола, посвященного церковно-общественному обсуждению документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения», 23 ноября 2019 г.

Выводы:

В результате всестороннего рассмотрения документа большинством участников Круглого стола было высказало следующее:

  1. Отношение Церкви к ЭКО должно быть четко артикулировано.
  2. Рассматриваемый проект документа позволяет это сделать на высоком уровне, используя современные данные медицинских исследований.
  3. ЭКО может быть допущено в качестве икономии для супружеских пар, находящихся в детородном возрасте, имеющих супружеские отношения, при отсутствии производства излишних эмбрионов. Практики суррогатного материнства и донорства гамет не должны быть допущены.

Были высказаны мнения по поводу: 1) необходимости ясно выраженного запрета ЭКО для одиноких матерей и одиноких мужчин и особенно гомосексуальных пар 2) использования суррогатного материнства для усыновления и спасения замороженных и невостребованных эмбрионов, а также 3) недопустимость методики ИКСИ+ЭКО для лечения бесплодия.

 Комментарии профессора, прот. Сергия Филимонова

Для воцерковлённых людей никакой икономѝи[2] не требуется. Они слышат голос церкви и на ЭКО не идут. Икономѝя нужна для маловоцерковлённых людей и супругов, в браке, где один верующий, а другой нет, и даже готов пойти на разрушение семьи. Учитывая ценность брачного союза и усилия Церкви для его сохранения, вариант икономѝи возможен. В решении Элладской церкви, разрешающей методики ВРТ, ничего не говорится о покаянной дисциплине для супругов, принявших решение об ЭКО. Считаю, что, вводя икономѝю, должна быть и введена епитимия̀, как в случае с абортом по жизненным показаниям. Следует указать, что Церковь, нисходя к немощи просящих, вместе с тем напоминает об их слабости, несовершенстве веры и послушания Церкви.

К сожалению, на данный момент реализация икономѝи практически невозможна, так как современные варианты методики ЭКО не позволяют целевым образом взять только один или два эмбриона, а всегда связаны с избыточным количеством образовавшихся зигот, которые подвергают редукции, т.е. уничтожают зародившиеся жизни. Рассуждения о том, что при естественном оплодотворении часть зигот погибает вследствие нежизнеспособности и это якобы является аргументом правомочности редукции зигот при ЭКО - несостоятелен, так как:

  • В первом случае гибель зигот происходит вследствие естественных причин на молекулярном уровне и управляется Богом.
  • Во втором случае вмешивается человек, намеренно умерщвляя новые жизни по своему произволению.

Говорить о Промысле Божиим в появлении на свет ЭКО-шных детей с точки зрения богословия не уместно, так как эти дети появляются на свет вопреки закону Божию и Божиему благословению. Поэтому на данном этапе обсуждения вопроса ЭКО следует придерживаться положения доктрины РПЦ, сформулированной на Архиерейском соборе 2000 г., рекомендаций Церковно-общественного совета по биоэтике и Общества православных врачей России. В будущем возможно возвращение к обсуждению рассматриваемой темы при развитии технологий, не противоречащих основным положениям православного вероучения по данному вопросу.

 Заявление Церковно-общественного совета по биомедицинской этике 
 «О вспомогательных репродуктивных технологиях»

 В 2000 году  в «Основах социальной концепции Православной Церкви» в разделе, посвященном биоэтическим проблемам, четко оговорено, что «расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности».

В дальнейшем Церковно-общественный совет по биомедицинской этике неоднократно детально обсуждал суть нравственных проблем, связанных с развитием вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). На основании детальной аргументации принимались Заявления Совета, где обосновывалась несовместимость методов ВРТ, и, в частности, экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона (ЭКО и ПЭ) с нравственными чувствами христиан.

Тем не менее, в настоящее время в связи с ростом вторичного бесплодия от абортов, длительной контрацепции и венерических заболеваний, а также с практикой товарно-денежных отношений в медицине, предпринимаются попытки расширить «рынки» сбыта «услуг размножения». Следует еще раз сделать акцент на определении метода ЭКО – это не лечение бесплодия, а преодоление его.  Церковно-общественный совет по биомедицинской этике рекомендует не отказываться именно от лечения и не ограничивать его во времени.

Сторонники изменения позиции, выраженной в «Основах социальной концепции Православной Церкви», призывают признать для православных христиан следующие разновидности вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ):

  1.  внутриматочную инсеминацию спермой мужа;
  2.  перенос гамет (смеси сперматозоидов и яйцеклеток) в половые пути женщины — ГИФТ (от англ. GIFT — gamete intrafallopian transfer);
  3.  проведение ЭКО в естественном цикле, т.е. без гормональной стимуляции созревания дополнительных яйцеклеток.

Первые две технологии ВРТ не имеют отношения к технологии экстракорпорального оплодотворения и переносу эмбрионов (ЭКО и ПЭ), т.е. к собственно «пробирочному размножению». Третий метод к этой технологии непосредственно относится.

Главный аргумент сторонников возможности признания этих методов — отсутствие прямого уничтожения эмбрионов. Но вместо этого присутствует прямое и ясное осознание многовероятностной угрозы их жизни. ЭКО без гибели эмбрионов не бывает хотя бы потому, что минимум 50% попыток всегда неуспешны.

Выделить из этой системы «православное ЭКО» будет не просто искусственной натяжкой, но прямой подменой «великой тайны» (Еф. 5:31) супружеских отношений механическими «скотоподобными» технологиями.  Из бытийной сущности зачатия ребенка исключается благословенный союз любви, которая по своему достоинству является естественным для человека единством ума, сердца и тела, что не в состоянии вместить в себя современные медицинские методы.

Церковно-общественный совет по биомедицинской этике в который раз свидетельствует о том, что красные линии безопасности человека проходят сегодня и по проблемам ВРТ, а последние события внутри мирового Православия свидетельствуют, что некоторые Православные церкви готовы ради политических и финансовых выгод попрать любые церковные каноны.  

 

Материал подготовили: 
член правления ОПВ Санкт-Петербурга, врач Н. Ф. Жарков; 

член ОПВ Санкт-Петербурга, врач Т. В. Жаркова



[1] Редукция — это разрушение зародыша в полости матки под ультразвуковым контролем с помощью иглы.

 

[2] Икономи́я [греч. οἰκονομία, букв. «домостроительство»], один из важнейших принципов церковного правотворчества, правоприменительной практики и душепопечения. Это понятие означает отступление от безусловного и точного исполнения канонического порядка, осуществляемое по инициативе компетентной церковной власти с целью достижения условий спасения для членов Церкви в каждом отдельном случае.

Вернуться к списку событий и новостей