Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

5 марта 2024 г в 17.00 состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Экологические, медицинские и педагогические аспекты демографической ситуации в России»

Подробнее

  • Некоторые религии имеют жесткий запрет на прием той или иной пищи. Например, мусульмане не едят свинину. Есть ли подобные запреты в Православии, или какие продукты не рекомендуется употреблять православному человеку?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    В православии нет запрета никаких видов пищи. В книге Деяния Святых Апостолов описывается видение апостола Петра (Деян. 10: 10-15) когда он почувствовал голод и хотел есть, пришел в исступление и видел многих зверей «и был глас к нему: встань Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного и нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того не почитай нечистым».

    И хотя это видение прообразовательно касалось просвещения язычников, оно является основанием для многих христиан спокойно вкушать любую пищу, если она предварительно освящена молитвой и благословением.

    Кроме того, Господь сказал, что «…ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но, что исходит из него, то оскверняет человека. Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон исходящее из человека оскверняет человека, ибо извнутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7: 15-23).

    Отмена законов на запрещение определенных видов пищи, характерных для ветхозаветной религии иудеев, содержит в себе глубокий богословский смысл. Отмена кошерных законов символизировало снятие барьера между евреями и неевреями. «В новую христианскую эру Божий народ должен быть отделен от мира (свят). Однако это размежевание больше не может проводится по национальному признаку» (Евангельский словарь библейского богословия, М., 2002, с. 1149).
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Какие продукты, с точки зрения Православия, являются лечебными?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Господь все создал премудро. В каждой местности для каждого народа растут овощи и фрукты и растения, имеющие лечебный характер при различных заболеваниях.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Ученые рекомендуют больше пить – до 2-х литров в день. Правильно ли будет, если это количество необходимой жидкости возмещать святой водой? Вода из природных источников не всегда доступна, а освященную воду можно взять в любом храме.
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Освященная вода является большой святыней. Поэтому ею нельзя возмещать питьевую воду для бытовых целей. Это грех. Чистая вода, очищенная вода и освященна вода – это качественно разные понятия. Освященная вода исполнена благодати Святого Духа, а самая чистая, но не освященная – нет, а следовательно, не оказывает того действа и не имеет тех свойств, которые присущи только Святой воде.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Сегодня популярны «разгрузочные дни». К ним прибегают даже люди, не страдающие от избыточного веса. Хотелось бы узнать точку зрения православных врачей на такого рода оздоравливающую терапию.
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Разгрузочные дни – удел маловерующих врачей и таких же пациентов. У верующих – постные дни и скоромные дни. Постных дней по церковному уставу около 200-х в каждом году. Поэтому церковные люди в дополнительных «разгрузках» не нуждаются. А ожирение и избыточный вес – либо нарушение обмена веществ (т. е. болезнь) и требует медицинской коррекции( в т.ч. лечебного голодания), либо – результат чревоугодия – страсти души, и нуждается в помощи священника.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Как молиться при страсти чревоугодия?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Для преодоления греха чревоугодия следует молиться тем святым, которые прославились воздержанием и победили эту страсть. Например, Киево-Печерским преподобным Иоанну Постнику и Ахилле диакону.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Как относиться к шоколадным конфетам? Они помогают избавится от греха уныния, но вызывают грех лакомства – получается замкнутый круг.
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Грех уныния по учению Святых Отцов преодолевается упованием на Бога и благодарностью за все случающееся. В Добротолюбии (т.2) указаны средства преодоления этого греха. Духовное должно преодолеваться духовным, а не плотским.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Какое отношение церкви к употреблению в пищу «заморских» и экзотических фруктов?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    У церкви нет четкой позиции по этому частному вопросу, т.к. все что растет на Земле, где бы это ни было благословлено Господом, и если пригодно в пищу, то освящено для этого Творцом. Для человека верующего грешно почитать «нечистым» то, что Господь сам очистил после молитвы перед принятием пищи. «Сам убо Господи освяти ястие и питие рабу Твоему». С медицинской точки зрения восприятия организмом нехарактерных для данной местности проживания фруктов или овощей может вызвать аллергические реакции, особенно у детей. Следует также помнить, что многие современные «заморские» фрукты являются плодом генной инжинерии и обработаны разными консервантами. Какие в будущем это может вызвать изменения в организме человека – один Бог знает. Если «заморское» яблоко без холодильника не гниет 3-4 месяца, а родное «русское» сгнивает на 2-й неделе хранения – надо призадуматься.
    (Опубликовано в Журнале «Народный лекарь».)
  • Как Вы относитесь к искусственному голоданию?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Во-первых, следует рассмотреть вопрос о медицинском голодании Если голодание совершается по благословению священника, оно необходимо по медицинским показаниям и предназначено для лечения каких-либо отклонений в состоянии здоровья человека, то в этом случае оно не является греховным и не противоречит православному вероучению.

    Во-вторых, коснемся вопроса о самочинном голодании, которое осуществляется без показаний к таковому. В этом случае голодание является грехом, так как бесконтрольное голодание, применяемое неопытным человеком, может сорвать жизненные силы его организма.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

Задать вопрос