Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

9 апреля 2024 г. состоялось заседание № 152 ОПВ Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) «Современные проблемы слабослышащих больных. Лаборатория слуха и речи»

Подробнее

все События и новости

  • Чем православный врач отличается от светского врача? Как православному человеку относится к светской медицине?
  • Расскажите об Обществе Православных врачей Санкт-Петербурга? Как вести себя в больнице православному человеку?
  • Расскажите об организации помощи страждущим (милосердии) в Санкт-Петербурге и, в частности, о Сестричестве милосердия св. мученицы Татьяны.
  • Сейчас редко кто из врачей молится за больного, а найти православного врача по своему заболеванию не всегда возможно. Не грех ли обращаться к другому?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Если невозможно найти православного врача по своему заболеванию, то надо искать врача с хорошей репутацией как с человеческой, так и с профессиональной стороны. Обычно при расспросе других людей это нетрудно узнать. Попав к такому врачу, пациенту следует самому молиться и за доктора и за себя, полностью предав себя в руки Божии.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Как относиться к словам людей, говорящим: «Не буду обращаться к врачам. Меня Господь исцелит»?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Все зависит от того, с каким устроением человек говорит эти слова. Есть люди с очень глубокой верой, которые полагаются на Бога до конца и тогда они действительно получают исцеление от Господа. Подтверждение тому — житие старца Иосифа Исихаста, который не обращался к врачам, но терпеливо ждал, когда Господь исцелит гнойники, покрывающие его спину. И Господь исцелил его. Старцу оставалось только потерпеть и молиться. Есть такое терпение и в монашеской традиции. Например, афонские монахи — люди, отличающиеся от нас по уровню жизни — полагаясь на благословение духовника и свой духовный опыт, действительно прибегают к молитве, а не к врачеству. Пример тому читаем в житии прп.Силуана Афонского, который не стал обращаться к врачам, когда у него застряла кость в горле. Но! он имел дар непосредственного общения с Богом, молился Богу, и Господь дал ему вразумление, что надо сделать, чтобы кость из горла вылетела... Силуан Афонский остался жив.

    Да, монахи, прежде всего, полагаются на волю Божию. Нам же, мирским людям, следует придерживаться другого правила. И если духовники благословляют нас обращаться к врачам, так и надо поступать из смирения. Ибо как свидетельствуют св.Отцы, через духовника человеку безопасно открывается воля Божия, которая уберегает от многих неприятностей со здоровьем и с прочими скорбями. Подтверждение тому — в книге иеромонаха Софрония (Сахарова) и в третьем томе «Добротолюбия», где св.Отцы обращаются к собратьям монахам, чтобы они не чурались доктора, а из смирения обращались за врачеством. И разъясняется почему: потому что врачей тоже создал Господь.

    «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Звание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими... Для того он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли» (Сир. 38.1-4, 6-8). И далее: «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя» (Сир.38.9). Как видите, лекарство и молитва не противопоставляются друг другу, но преподобный и богоносный отец наш Нил Синайский подсказывает: «Прежде врача, обращайся с молитвой к Богу». Поэтому человек, который говорит, что он не будет обращаться к врачам, мол, его Господь исцелит, — говорит это по своей гордыни или по своему неблагоразумию. И действительно это может закончиться печально. В этом случае, как свидетельствует свт.Николай Сербский, человек примет ложные мучения, он будет страдать не за Христа, а за свою собственную глупость.
    (Опубликовано в газете «Православный Санкт-Петербург», 2006 г.)
  • Батюшка, вот такой пример: женщина приболела и, взяв крещенскую воду, перекрестилась, сказала: «Господи, помоги, исцели то-то и то-то» и... буль-буль из горлышка полбутылки выпила, в твердой уверенности, что Господь избавит ее от всех недугов. Так ли надо святую воду пить, так ли исцеляться?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Что ж, мы, конечно, можем обращаться к Богу, но! когда мы просим только исцеления — это свидетельствует о нашем духовном невежестве, ибо забываем, что Господь подает болезни по разным причинам. И одна из них — для исправления человека, для покаяния его в грехах. Поэтому следствием болезни, которую испытывает женщина, может быть какой-то совершённый ею грех. Быть может, в воскресный день стирала, убирала, гладила, а в церковь не ходила, нарушив заповедь Божию воскресного дня. Или пошла в церковь, а перед этим осудила соседку, или, поссорившись с ней, обругала ее. Какая она выйдет после причастия? Осужденная. Ибо она не помирилась с ближним и дерзнула подойти к Чаще со Святыми Дарами. И если она будет просить у Бога исцеления, Господь не подаст его, пока она не покается.

    Надо понимать, что Господь нередко подает болезнь, не для того только, чтобы наказать человека, но для того, чтобы его исправить, чтобы указать, что он совершил какой-то грех, какую-то ошибку.
    (Опубликовано в газете «Православный Санкт-Петербург», 2006 г.)
  • Почему, казалось бы, очень эффективные лекарства оказываются бессильны?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Потому что все находится в руках Божиих.
  • Можно ли лечиться гормональными препаратами?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Гормональными препаратами можно лечиться только по назначению врача. При некоторых заболеваниях и неотложных состояниях избежать применения гормональных препаратов невозможно. При малейшей возможности следует заменить гормональные средства любым другим лекарственным веществом.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Каким лекарствам отдавать предпочтение – отечественным или импортным?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Предпочтение надо отдавать препаратам, назначенным врачом. Как среди отечественных, так и зарубежных препаратов есть как мало, так и высокоэффективные средства.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Сейчас появилось много лекарств, которые лечат сразу от нескольких заболеваний? Можно ли их принимать?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Не прекращаются поиски лекарств, которые лечат от всех болезней. Сегодня существуют новые препараты, которые в считанные минуты могут избавить от боли, но они не избавят от болезни. Что касается лекарств, которые могут быть применимы при всех болезнях, то здесь надо быть очень осторожным, потому что, как правило, здесь имеет место шарлатанство. Раньше оно заключалось в том, что разливали одно и то же масло в разные бутылочки и клеили этикетки – «от головы», «от живота», «от ног» и мало еще от чего. И сегодня некоторые фармацевтические фирмы прибегают к такого рода мошенничеству. Следует помнить, что те препараты, которые мы используем, получены из природы, а каждое природное вещество действует избирательно на ту или иную часть человеческого организма. Поэтому не существует препаратов, которые лечат все заболевания, а прием неизвестного сильнодействующего лекарственного препарата может закончиться весьма плачевно.

    Еще более наивны поиски «эликсиров жизни». Православному человеку необходимо твердо знать, что «эликсиров жизни» нет. Вся наша жизнь находится в руках Божиих. Без воли Божией ни волос человеческий с головы не может упасть, роста ни на локоть мы не можем себе прибавить, ни на локоть умалиться. Каждая минута нашей жизни сочтена у Бога. Если мы грешим – сокращаем время своей жизни, если стараемся жить по заповедям Божиим – Господь продлевает нам время для покаяния.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)
  • Можно ли православному человеку принимать различные эликсиры жизни и другие медикаментозные средства для искусственного продления жизни?
    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Православному человеку необходимо хорошо понимать, что «эликсиров жизни» нет. Вся жизнь православного человека находится в руках Божиих. Без воли Божией ни один волос не упадет с головы человека, каждая минута нашей жизни сочтена у Бога. Если мы грешим, то сокращаем время своей жизни, если же стараемся жить по заповедям Божиим – Господь продляет нам время для покаяния. Господь забирает душу каждого человека тогда, когда Ему это угодно.
    (Опубликовано в Журнале «Народный лекарь».)

Задать вопрос