Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

9 апреля 2024 г. состоялось заседание № 152 ОПВ Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) «Современные проблемы слабослышащих больных. Лаборатория слуха и речи»

Подробнее

все События и новости

 Крестный ход  в  День народного Единства

 4 ноября 2013 года Россия отметила национальный праздник – День народного Единства, празднование Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от иноземных захватчиков в 1612 г.) 

 Указ президента России  о праздновании Дня согласия и примирения был подписан в 2004 году. А 2013 год стал для нашего города судьбоносным: возобновилась традиция крестных ходов по Невскому проспекту. Ведь последний крестный ход с Казанской иконой состоялся в 1908 году!

Нынче же осенью православные христиане Санкт-Петербурга участвовали в двух крестных ходах — в день перенесения мощей св. благоверного князя Александра Невского (12 сентября) и в День Казанской иконы Пресвятой Богородицы (4 ноября).

 В крестном ходе в день Казанской иконы Божией Матери вопреки неблагоприятной погоде приняли участие около 54 тысяч человек. Молитвенное шествие с пением величания Пресвятой Богородице направилось от Казанского собора к Исаакиевскому. Крестный ход возглавили епископ Петергофский Маркелл, епископ Кронштадтский Назарий и 50 клириков епархии — благочинных, настоятелей храмов, священников и диаконов. Маршрут верующих лежал через Казанскую, Гороховую и Малую Морскую улицы. Многие пришли на крестный ход целыми семьями; люди всю дорогу пели тропари, величания Пречистой; крестный ход сопровождала «передвижная колокольня» (на небольшом грузовичке были установлены колокола, которые непрестанно звонили).

Исаакиевский собор встретил молящихся мощным колокольным звоном: у собора была оборудована большая звонница, возвещавшая о торжестве Богородицы в городе на Неве.

Участники крестного хода вошли в Исаакиевский собор; там был отслужен торжественный молебен, прямая трансляция богослужения отражалась на двух огромных экранах, установленных по бокам от главного входа в храм. По завершении молебна епископ Назарий поблагодарил правительство города за поддержку крестных ходов и отметил, что их проведение свидетельствует о полноправии христиан в современном обществе.

Вице-губернатор Василий Кичеджи от имени губернатора Георгия Полтавченко поздравил горожан с праздником, зачитав обращение главы города, и сообщил, что правительство Санкт-Петербурга приняло решение о поддержке двух ежегодных крестных ходов: 12 сентября и 4 ноября.

Из истории

…А в далеком 1612 году, именно в этот день — 4 ноября, князь Дмитрий Иванович Пожарский и земский староста Козьма Минин с войском народного ополчения и с Казанскою иконой Божьей Матери торжественно вступили победителями в Москву, освободив от иноземных интервентов Россию.

Период с 1598 по 1613 годы обозначены в истории России  как Смутное время.

В стране происходят разные стихийные бедствия,  началась польско-шведская  интервенция, развился тяжелый политический, экономический, государственный и социальный кризис. Вспыхивали народные бунты.

Государственная власть в то время переходила из рук в руки:

Воспользовавшись внутренними неурядицами, внешние враги вторглись в Русские земли. Войска польского и шведского королей вошли в Москву. Над страной нависла смертельная опасность, и в 1612 году народ добровольно объединился в борьбе за свою землю.

По мнению историков, свои знаменитые призывы к освободительной борьбе Козьма Минин начал среди посадских людей, которые горячо его поддержали. За него выступили городской совет Нижнего Новгорода, воеводы, духовенство и служивые люди. Жители города по колокольному звону собрались в Нижегородском Кремле, в Спасо-Преображенском соборе. По окончании службы протопоп Савва произнес пламенную проповедь, а затем к народу обратился земский староста Козьма Минин. С амвона раздался призыв —  встать на освобождение Русского государства от иноземных врагов. Нижегородцы постановили просить возглавить народное ополчение князя Пожарского.  Князь Дмитрий Иванович Пожарский был знатного рода — Рюриковичем в двадцатом колене, его уважали за честность, бескорыстность, взвешенность и обдуманность поступков.

Пожарский и Минин собирали казну, ратников, обращались за помощью в разные города, посылали грамоты с воззваниями. Вот слова грамоты из Нижнего Новгорода в Вологду и Соль Вычегодскую, написанной в начале декабря 1611 года:

«…быти нам всем, православным христианам, в любви и в соединении и прежнего межусобства не счинати, и Московское государство от врагов наших… очищати неослабно до смерти своей, и грабежей и налогу православному христианству отнюдь не чинити, и своим произволом на Московское государство государя без совету всей земли не обирати».  

По преданию сам прп. Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на командование войском и на битву. Из Казани была прислана икона Богородицы, устроен трехдневный пост. Народ каялся в своих грехах и просил помощи у Господа. Затем, после молебна перед Казанской иконой, ополчение пошло на врагов.

«Смута есть искушение, посылаемое соборной душе народа как дар, как мученический венец, дабы предоставить ему возможность явить силу своей веры, верность родным святыням и крепость духа перед лицом соблазнов и искушений, скорбей и недоумений, злобных нападок и разрушительной ненависти», — говорил приснопоминаемый митрополит Иоанн (Снычев).

В память освобождения Москвы от иноземных интервентов в Москве был построен на средства князя Дмитрия Пожарского собор в честь Казанской иконы Божией Матери, а день 4 ноября стал праздником осенней Казанской иконы Божией Матери.

«Потому-то и была Русь предана скорбям и искушениям Смуты до тех пор, пока люди не одумались, не раскаялись и не отреклись (на Соборе 1613 года) от притязаний на самовластье, подклонившись вновь под «иго и бремя» власти богоданной, воплощенной Помазанником – Православным Русским Царем» - Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) (1927-1995)

Смута закончилась в 1613 году Земским Собором и избранием на царство Михаила Романова 1613–1645 гг. Началось правление Дома Романовых.  400-летие Династии Романовых мы отмечаем в этом юбилейном году.

Как отрадно видеть и осознавать сегодня: просыпается русское самосознание, помнит и чтит народ своих героев. В этот праздничный день  так же, как и 400 лет назад сплоченно вышли горожане, а среди них и православные врачи, педагоги, сестры милосердия, медицинские сестры и другие члены Общества православных врачей Санкт-Петербурга на праздничный Крестный ход, где «единым сердцем и едиными устами» молились у  иконы Пресвятой Богородицы «Казанская».

Жарков. Н.Ф. и  Жаркова Т.В.

Вернуться к списку событий и новостей