Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

10 сентября (вторник) состоялось заседание  Общества православных врачей Санкт-Петербурга, которое проходило в храме Державной иконы Божией Матери (пр-т. Культуры, 4)

Подробнее

Интервью с протоиереем Сергием Филимоновым Председателем ОПВ СПб им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского. Журнал «Народная здравница». № 4 (25), 2005.

Я уже давно противостою недугу, но все болею и болею, и исхода не видно… Совершала паломничества, но там все бегом… - к мощам в очереди приложились, окунулись в источник, водички попили и в бутылки набрали, песочек взяли, маслице купили…, а что с ними делать, никто толком не объяснил.
Раиса Васильевна Л., Санкт-Петербург

О том, как подготовиться к паломничеству, мы расскажем в следующем номере нашего журнала.

На вопрос – "Как во время болезни можно применять животворящие святыни Церкви?" – отвечает священник, доктор медицинских наук, практикующий врач СЕРГИЙ ФИЛИМОНОВ.

Существует немало в разной степени целительных святынь, но все они помогают по мере вашей веры. Православная вера – не аптека, не волшебная палочка, не методика оздоровления. Она цельна. В молитве на всякую немощь есть такие слова: «Владыко… если мне полезно, исцели меня вскоре».

Святая вода

Уже в естественном состоянии своем вода, как дар Божий, обладает многими целебными свойствами. Многие источники дают воды не простую, а насыщенную животворящей силой. А в воде, освященной тайнодействием церкви, открываются дивные свойства, которых не найдешь в водах обыкновенных.

Каждый верующий человек имеет дома святую воду. Это или Богоявленская святая вода или вода малого освящения. Первую следует пить только натощак. Она употребляется в небольшом количестве (достаточно одной чайной ложки) утром, с молитвой «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

В случае болезни можно сделать исключение и принимать Богоявленскую воду по мере необходимости. Также можно поступать и при внезапно наступившем болезненном состоянии. Эта вода обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда, буквально, несколько капель этой святыни, влитые в рот безсознательному больному, приводили его в чувства и изменяли ход болезни. Целебные свойства Богоявленской воды целиком вызваны действием Божией благодати и тем более оказывают нам помощь, чем сильнее наша вера.

Воду, которая освящена на малом водосвятии, можно употреблять внутрь, если человек болен, в любое время, в небольшом количестве. Желательно перед едой, можно добавлять ее в питие.

Святой водой можно смазывать, смачивать больные места, кропиться самому и окроплять свои вещи, палату, больничную койку, пищу.

При головных или иных болях можно приложить к больному месту компресс, смоченный Богоявленской водой, если ночью мучает бессонница, можно выпить немного этой воды.

«Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду; а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу» (С. Солунский).

Святой елей

Освященный елей (освященное масло) много мощен. Елей освящается во время разных треб, но для больного важен тот, который освящен во время соборования, литии. Им можно помазываться и добавлять в пищу.

Большую силу имеет елей из лампад со святых мест, от мощей святых, чудотворных икон. Им желательно только помазываться (чело – лоб, больные места – крестообразно). Причем, чем острее и выраженнее симптомы, тем обильнее и чаще нужно мазаться и кропиться святынями с верой и упованием на Бога.

Можно пропитать елеем кусочек ткани и ваты и приложить к больному месту. Когда ткань испачкается, станет негодной к употреблению, ее положено сжечь. В мусор выбрасывать нельзя.

Святая просфора

Это маленький хлеб, из которого вынута частица о здравии или упокоении во время проскомидии на Литургии в церкви. Просфоры имеют изображение креста, Божией Матери или святого.

Дома просфору можно дробить и засушивать для последующего употребления во время болезни или поста. Употреблять после святой воды.

В случаях, когда человек не подготовил себя к причащению, рекомендуется применять антидор – хлеб, освященный молитвами, часть той просфоры, из которой взята часть святаго агнца. Симеон Солунский пишет: «Мы идем для принятия телесной пищи, но и это не бывает без освящения, потому что сначала применяем освященную пищу, ибо при чтении: Благословлю Господа, раздается антидор и бывает отпуст».

Для больных один раз в году, в субботу первой недели после Пасхи, специально освящается хлеб – артос. Придя в этот день в храм, попросив священнослужителей, можно получить артос домой. Его употребляют натощак, после святой воды во время болезни.

Святая икона

Икона почитается наравне с Крестом и Евангелием. «Великая крепость и Божественная сила дается тем, - учит св. Иоанн Дамаскин, - кто с верой и чистой совестью приступает к иконам святых!».

Особенно скорую помощь получаем мы по молитвам пред чудотворными иконами, через которые и поныне обильно проистекают чудеса и исцеления. Болящим или их родственникам хорошо посещать те храмы и монастыри, где имеются таковые святыни, служить там молебны, присовокупляя и свои слезные молитвы, с верою, благоговением прикладываться к святым образам и по вере нашей Господь, если будет не это Его Святая воля, исполнит просимое.

Находясь во время болезни в постели, можно молиться перед домашними образами и получать чудесную помощь, ведь всякая наша мысль, как говорил блаженный Августин, слышна на небе, а молитва – особенно.

Поэтому очень важно больному иметь у своей койки на стене или на больничной тумбочке святые иконы небольшого размера и просить помощи у святых, которые на них изображены.

Святые мощи

Нетление тел святых угодников Божиих не может быть объяснено ни одной из естественных причин.

Господь часто сохраняет тела праведников от истления не столько для них самих, достигших уже Небесного Отечества, сколько для нас, странствующих здесь на земле. Сверхъестественные средства, которыми Господь наделил мощи святых угодников Своих, обильны и сегодня еще продолжают источать чудеса исцеления. Порой достаточно лишь однажды благоговейно приложиться к святым мощам, чтобы получить облегчение в болезни или полное исцеление, особенно когда это делается по благословению старца или духовного лица. Некоторым же приходиться много трудиться, служить много молебнов у святых мощей, совершать много паломничеств. Это труд много полезен для нашего спасения, если совершается без ропота, со смирением и верою.

Часто не только мощи, но и частица одежды святых Божиих, принадлежащие им предметы, по милости Божией, обретают чудесные целительные свойства. Благодать Божия, которую праведники стяжали при жизни своей, освящает, по кончине их, и саму землю могил, которая приобретает целебноносную силу.

В больницах святые мощи обычно находятся в домовых церквях, специальных ковчегах или вставлены в иконы в мощевиках, чтобы страждущие могли прикладываться к ним.

Чудотворными мощами славятся обители и храмы Киева, Новгорода, Москвы, Карелии, Петербурга и других городов России.