Общество православных врачей
Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
архиепископа Крымского

Объявление

9 апреля 2024 г. состоялось заседание № 152 ОПВ Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) «Современные проблемы слабослышащих больных. Лаборатория слуха и речи»

Подробнее

все События и новости

прп. Амвросий Оптинский

К службе церковной непременно должен ходить, а то болен будешь. Господь за это болезнью наказывает.

 

Бывает, что болезнь схватывает, чтобы пробудить душу заснувшую.

 

Сожалею очень, что ты так больна и так слаба, что едва бродишь. Немало удивляюсь, как твое крепкое здоровье и утвержденное многими летами вдруг изменилось так сильно. Поэтому советовал бы тебе поискать главных причин болезни, потому что в эти лета без особенных причин крепость телесная так скоро не изменяется. — Отыскавши какую-либо причину, последовать словам Апостола, который говорит: все являемое свет есть (Еф. 5, 13), — и не только свет, но и врачевство исцеляющее. А напротив, по словам святого Лествичника, язвы умолчанные нередко сотворяют смерть.

 

Жаль, что сестра твоя N., по-видимому, так неблаговременно заболела чахоткою. Но Бог лучше нашего знает, что кому и когда полезнее. Мы любим друг друга по-человечески, а Бог милует нас, как Бог Всеблагий, и промышляет всячески о пользе нашей душевной. В этой болезни вообще люди получают мирную и христианскую кончину.

О брате твоем больном душевно и телесно скажу, что болезнь телесная ему на великую пользу. Если он умрет и чахоткою, не сожалей. Если болезнь чахоточная его не вразумит и не обратит к вере и к Богу, то ничто другое не может ему принести никакой пользы. А продолжение жизни с подозрительностью ко всем, сама знаешь, как мучительно, — и выразить неудобно. Чахотка или, вернее, чахоточное состояние многих обращало к Богу.

 

М. полечить медицинскими средствами можно. Только это едва ли поможет. Потому что здесь духовные причины. Первая, что он принял неправую сторону матери, а потому неправильно смущался. И думаю, что он за это подвергся наказанию. А может быть, есть еще одна или и две причины духовные, о которых думать можно, а писать неудобно. И потому для него всего лучше чистосердечная исповедь и вразумление духовное. Скорбные искушения во всяком случае полезны. Сказано в псалмах: «егда убившие я, тогда искаху Его, и обращахуся, и утреневаху к Богу» (Пс. 77, 34).

 

И всякая болезнь тяжела, кольми паче болезнь рака, но делать нечего, покориться этому следует. Бог лучше нас знает, кому какая пригодна болезнь для очищения страстей и согрешений. Не напрасно святой Ефрем пишет: «боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни». Сама знаешь, что болезнь эта большею частью происходит от тревожного состояния души...

 

Пишешь о своих болезнях многосложных и что жила при родителях в девушках. Что же? Ведь не ты одна девушка жила при отце и матери, но ты, может быть, обет давала оставаться девою, — это дело другое. Если обещалась в девицах остаться, а потом пойти замуж, — это не позволено, и за такие поступки бывают часто наказания Божий, подобные твоим. Ты ясно о сем не пишешь, но по ходу твоей болезни видно, что есть нечто в делах жизни твоей ненормальное. Ездить много нет потребы. Господь может исцелить тебя' всякою иконою чудотворною, и всякий угодник Божий может тоже своими молитвами ко Господу помощи тебе. Но все в Боге и Богом. Есть болезнь наказательная, которой одно врачевство: положиться на волю Божию и терпеть, пока Он восхощет помиловать. Это имей в виду. А съездить к преподобному Тихону и к о. Иоанну Кронштадтскому можно. И егда будешь в Тихоновой пустыни, то потребно с семи лет и за всю жизнь покаяться и поисповедаться пред духовником, причаститься Святых Тайн и особороваться святым елеем. Таинство соборования многих безнадежно больных воздвигало от одра, кроме того, оно очищает забытые и недоуменные грехи, и после положись на волю Божию.

 

По всему видно, что болезнь попустилась за то, что он оставляет церковь и редко приобщается. Теперь если он желает поправить дело и быть здоровым, то за прежнее нерадение пусть приобщается неупустительно во все посты, т. е. четыре раза в год, и пусть усердно посещает храм Божий в воскресные и праздничные дни, тогда несомненно сподобится милости Божией...

 

прп. Лев Оптинский

Самомнительная набожность доводит до расстройства и болезни.

Болезнь ваша, по нашему скудоумию, наиболее от горячности в сообращениях с ближними и с подчиненными людьми. К тому ж, не по мере своих сил стали молиться Богу и занялись чтением книг. Набожность самомнительная умножает в нас яростною часть в сердце, делает нетерпеливыми и крамольными и доводит до таковых последствий, коими вы ныне начинаете страдать.

 

 Просите Господа, чтобы вместо телесных открыл бы вам и сердечные очи.

А что вам, матушка и сестрица, Всемилостивый Господь послал на телесные очи слепоту, то за сие да будем благодарны создавшему нас и устрояющему наше спасении единственно для назидания душевного, дабы Всемогущий Господь по своему неизреченному милосердию вместо телесных открыл бы вашей любви сердечные очи, которые для нас так нужны, паче всяких сокровищ драгоценнейших. - И когда Господь дарует, хотя и едино открыть из оных, тогда воистину увидим всераспростертые сети ко прельщению нас от всеобщего врага диавола и при помощи благодати Божией начнем от оных остерегаться и со смирением и упованием паки молить Всемогущего Господа, дабы сохранил нас и вразумил, как противостать сопернику нашему, дабы отомстить ему за все его наглые оскорбления, нам нанесенные. - Тогда воистину ощутить внутри сердца своего душевный мир и любовь к Богу, яко всем человеком. Тогда благодатные наши минуты нам будут чувствоваться, и со благодарением и излитием умилительных слез потечет источник, умиляющий и услаждающий сердце твое, утешением неизреченным коим и благое ваше желание ко вечности наполнится.

 

А что вашей помощнице, Марии Яковлевне, приключаются припадки, вами описываемые, то сие попустилось ей за мнение, и самомышление, и за внутреннее оскорбление против супруга, и за семейственные неприятности. Когда смиримся и предадим себя со смирением, терпением и самоукорением в волю Всемогущего Господа, и Господь избавит от всех скорбей наших.

  

свт. Димитрий Ростовский

Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями.

 

 

  

свт. Феофан Затворник

Господь для того и болезни посылает, чтобы помнить о смерти и от памяти перевесть к тому, чтобы болящий озаботился, наконец, и приготовлением к смерти.

 

 

Болезни наши большею частью происходят от грехов, почему лучшее средство к предупреждению и исцелению от них состоит в том, чтоб не грешить.

 

Бывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы. 

 

Патерик Афонский

Брат спросил авву Арсения: «Есть некоторые добрые люди, почему они во время смерти подвергаются великой скорби, будучи поражены болезнию телесною?» «Потому, — отвечал старец, — чтобы мы, как бы солию досолившись здесь, отошли туда чистыми».

 

 

 

 

 прп. Макарий Оптинский

Ты сознаешь, что болезнь жены твоей... есть наказание Божие, посланное тебе единственно за твое глупое невежество в познании догматов и правил Святой Церкви. Сознание и раскаяние твое, с намерением вперед оставления всех лжеученых умствований и повиновения Святой Церкви, — сильно умилостивит Господа подать тебе прощение и исцеление страждущей, но чтобы и она приступила к святой нашей Матери, Православной Церкви.

             

 Любвеобильный Отец наш вся творит на пользу нашу: иногда телесными болезнями врачует душевные недуги, а иногда посылает болезни для испытания нашего терпения и для вящей награды душевными дарованиями, здесь или в будущем веке; и многие есть причины, кои мы постигнуть не можем. Кто бо испыта ум Господень?

 

...Промысл Божий нам непостижим, почему попущает тебе быть больным; конечно, или к наказанию, или к испытанию, а может быть и предоупреждению от каких-либо грехопадений и удержанию в границе смирения.

 

Падения наши в гнев и прочие действия страстей доказывают нам предваривпгую духовную гордость и уже невольно нас смиряют; будем стараться истреблять корень сей, то ветки сами отвалятся; это сказано о душевном положении, а оно сопряжено и с телесным; от раздражения душевного раздражаются и телесные нервы и на весь организм тела имеют влияние, или, просто сказать, чрез душевные болезни страдает и тело.

 

...Ничего не значит — телесная болезнь; надо опасаться, чтобы душевные недуги не остались неисцельными...

 

Телесная болезнь служит к исцелению душевной; мы не можем похвалиться, чтобы оной не имели. Слава и благодарение Господу, врачующему нас терпкими наведениями.

Самая болезненность тела уже есть очищение души от греховных струпов.

 

Бог премилосердый посылает тебе болезнь телесную, более промышляя о спасении твоем душевном; и, может быть, ты могла подпасть тяжким и сильным искушениям, тяжелее и самой болезни.

.

  ... телесная болезнь вмале тело помучит и после принесет душе пользу, но душевная болезнь вечна; того-то ради Врач душ наших здесь посещает нас болезнями и скорбями, чтобы спасти душу в будущем веке.

 

прп. Иосиф Оптинский

Болезни не всегда за грехи, но и для искуса посылаются. Св. Иоанн Златоуст страждущих болезнями уподобляет мученикам. Что более таковой чести? Советую вам - будьте терпеливее и благодарнее в немощи вашей. Бог силен устроить сие вам на пользу.